Ненадлежащее использование земельных участков - причина их изъятия по закону. Типичные ситуации




Содержание

  1. Государственный и муниципальный надзор за использованием земель
  2. Типичные случаи ненадлежащего использования земли
  3. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства

 

Возможно, о земельном правонарушении собственник участка и не подозревает?  

 

Использование земельных участков, находящихся в собственности граждан, представляется для многих из них настолько обыденным процессом, что, порой, из внимания владельцев земли ускользают обстоятельства, строго регулирующие это самое использование на законодательном уровне. Они зачастую не обращают внимания на вид разрешённого использования своего земельного участка, полагая, что они, как владельцы, могут совершать с ним любые действия.

Такая позиция может повлечь за собой нарушение требований действующего земельного законодательства. В итоге, немалое число собственников земли сталкивается с весьма неприятными ситуациями, исходом которых становятся предупреждения администраций, штрафы и даже изъятие участков.

Регулированием использования земли занимаются и муниципальные власти, и службы Росреестра, и различные контролирующие организации. Выполняется эта задача в соответствии с гражданским и земельным законодательством страны и принятыми в поселениях правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), которые, в свою очередь, устанавливают территориальные зоны земельных участков, а для них - градостроительные регламенты, определяющие и порядок использования, и порядок застройки участков.

В случае выявления земельного правонарушения орган местного самоуправления при этом выносит недобросовестному собственнику или пользователю земельного участка предупреждение, в соответствии с которым необходимо устранить все выявленные нарушения. Если же выставленные требования будут проигнорированы и нарушения не будут устранены, администрация имеет право обращаться в суд. 

По этой причине любому собственнику земельного участка полезно знать основные законодательные положения, которые могут помочь именно ему сберечь своё «земельное богатство» и избежать развития негативного сценария «расставания» с ним. 

В этой статье мы проанализируем проблему, связанную с ненадлежащим использованием земельных участков, начав с главного - со знакомством с положениями законодательства, защищающими право собственности на землю. 

 

Право собственности на землю под защитой закона

 

Земельные участки представляют собой вид имущества, которое в законодательном порядке отнесено к недвижимому имуществу (недвижимости). Характерным признаком такой недвижимости является невозможность её перемещения без причинения при этом несоразмерного ущерба (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).

Имущество может находиться в собственности каждого, а право частной собственности охраняется законом (статья 35 Конституции РФ). И это право на землю, как на имущество, составляют 3 правомочия:

  1. владение
  2. пользование
  3. распоряжение как единолично, так и совместно с другими лицами.

Формы собственности на землю, представляющей основу жизни и деятельности народов нашей страны, определены в статье 9 Конституции РФ:

  1. частная
  2. государственная
  3. муниципальная
  4. иные формы собственности.

Помимо Конституции РФ, право частной собственности на землю для граждан, юридических лиц, государства и муниципалитетов устанавливает и другой важнейший документ государства - Гражданский кодекс РФ (статьи c 209  по 217).

В соответствии с указанными статьями Гражданского кодекса РФ, все собственники земли обладают равным правом защиты своего земельного имущества и перечисленными ниже полномочиями:

  • наделены правами владения, пользования и распоряжения землёй,
  • вправе по своему усмотрению совершать с землёй любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и  интересы других лиц, охраняемые законом:
  1. отчуждать землю в собственность другим лицам,
  2. передавать землю другим лицам, оставаясь собственником,
  3. передавать права владения, пользования и распоряжения землёй,
  4. отдавать землю в залог и обременять его другими способами,
  5. распоряжаться землёй иным образом,
  6. передать землю в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему), причём передача имущества в доверительное управление не влечёт перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. 

Гражданским кодексом РФ установлено, что если земля не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то она является государственной собственностью (пункт 2 статьи 214). И этому положению вторит главный земельный закон страны - Земельный кодекс РФ  (пункт 1 статьи 16).

Для граждан (физических лиц) определены следующие формы собственности на землю:

  • на праве индивидуальной  собственности
  • на праве общей доле­вой (с определённой долей каждого собственника)
  • на праве общей совместной (без определения долей каждого) собственности

Право частной собственности на земель­ные участки граждан и юридических лиц является результатом юридических фактов, в которых земельные участки являются объектами права.

Понятие земельного участка как объекта права собственности разъяснено в Гражданском кодексе РФ (пункты 2 и 3 статьи 261):

  1. право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом,
  2. собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению всё, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

К юридическим фактам, при которых возникает право собственности на землю, относятся:

  1. приватизация го­сударственных и муниципальных земель
  2. наследование
  3. дарение
  4. купля-продажа
  5. обмен
  6. сделки с землей
  7. внесение в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Право собственности на землю и его ограничение, возникновение права, его переход и прекращение подлежат обязательной государственной регистрации (статья 131 Гражданского кодекса РФ). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество производится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Порядок госрегистрации права собственности на землю определён федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»  № 218-ФЗ  с изменениями на 3 августа 2018 года).

Наличие записи о регистрации права собственности в ЕГРН является единственным достоверным юридическим доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. 

Приведённые законодательные положения представляют собой сформованные государством меры защиты прав собственности на землю (в том числе и в судебном порядке в случае возникновения соответствующих ситуаций).  Гражданское законодательство не только стоит на страже прав собственников земли, но и регулирует имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

Но, кроме имущественных отношений в сфере земельных отношений, есть и другие - те, что связаны с использованием земельных участков. И использование земель государство не пустило на самотёк - оно подчинено требованиям земельного законодательства, не допускающего фривольного принципа «на своей земле буду делать всё, что захочу и как пожелаю» и устанавливающего порядок использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешённым использованием и при соблюдении условий бережного и рачительного отношения к земле.

Гражданское и земельное законодательство, рассматривающие вопросы рационального и эффективного использования земельных участков гражданами и юридическими лицами, словно отразило народную мудрость - «земля заботу любит - нет плохой земли, есть плохие хозяева». А с нерадивыми хозяевами нужно разбираться по правилами и способами закона.   

 

Надлежащее использование земельных участков - законодательно регулируемый процесс

 

Использование собственниками земельных участков подвластно законодательным положениям Земельного и Градостроительного кодексов РФ. На основе их требований  в муниципалитетах разрабатываются правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Итогом совместного действия всех этих документов становится введение различного рода ограничений на способы освоения земельных территорий, включая застройку и использование находящихся на участках улучшений.

Основным условием для полноправного и полноценного владения и длительной собственности земельными участками становится соблюдение правил их рационального распоряжения и выполнение собственниками и владельцами наделов обязанностей по надлежащему использованию земель, установленных Земельным кодексом РФ (статья 42).

Перечень обязанностей всех собственников, арендаторов и и владельцев земли:

  • использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, причём способы использования должны исключать нанесение вреда окружающей среде и самой земле как природному объекту,
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на участках, поскольку межевые знаки устанавливаются в результате определения на местности и юридического оформления границ земельных участков, но в результате земельного правонарушения межевые знаки могут быть уничтожены (выкопаны, повалены, подрублены и т.д.), что не допускается законом,
  • применение всяческих мер охраны не только земли, но и лесных, водных объектов, а также обеспечение пожарной охраны окружающей среды,  которые  заключаются в следующем:
  1. в своевременном использовании земельных участков и особенно в тех случаях, когда сроки их освоения предусмотрены договорами,
  2. в исключении и предупреждении загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и других возможных негативных воздействий на земли и почвы,
  3. в проводении мероприятий по рекультивации земель с нарушенной структурой, по восстановлению плодородного слоя почвы,
  4. в сохранении плодородного слоя и естественных свойств земли,
  •  при использовании и застройке участков - выполнение требований:
  1. градостроительных регламентов, установленных для территориальных зон,
  2. строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов,
  3. при строительстве/реконструкции зданий и сооружений - требований законодательства о градостроительной деятельности,
  • если на участках или над их поверхностью находятся объекты системы газоснабжения, нефтепровода, нефтепродуктопровода или аммиакопровода - собственники участков не должны препятствовать проведению работ специалистов организаций-собственников таких систем по их обслуживанию и ремонту, проводимых в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации последствий возникших аварий и катастроф,
  • своевременные платежи за землю,
  • выполнение иных требований, предусмотренных законодательством. 

Особый акцент в земельном законодательстве и в ряде федеральных законов делается на задаче охраны земель, признанной целью государственной важности:

  • статья 13 «Содержание охраны земель» Земельного кодекса РФ,
  • ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» ( 101-ФЗ),
  • ФЗ «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ),
  • Постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (№140 от 23.02.1994).

Этими документами устанавливается обязательность проведения собственниками и арендарами земельных участков, землепользователями и землевладельцами сответствующих мероприятий по охране, защите и воспроизводству плодородия земель.

Перечень обязательных мероприятий по охране земель: 

  • сохранение и  воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения,
  • защита земель от негативного воздействия природных процессов и целого ряда деструктивных явлений, вызывающих деградацию земель:
  1. водной и ветровой эрозии,
  2. селей,
  3. подтопления,
  4. заболачивания,
  5. вторичного засоления,
  6. иссушения,
  7. уплотнения,
  8. загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами,
  9. загрязнения отходами производства и потребления,
  10. другого негативного воздействия;
  • защита с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и по сохранению достигнутого уровня мелиорации угодий.
  • рекультивация нарушенных земель и восстановлению их плодородия и своевременному вовлечению в оборот:
  1. если деятельность на земельных участках привела к ухудшению качества земель, к их загрязнению и нарушению почвенного слоя. то собственники и владельцы участков обязаны обеспечить их рекультивацию, то есть выполнить мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия - привести участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием и устранить последствия загрязнения почв, восстановить плодородный слой почвы, посадить защитные лесные насаждения,
  2. если в ходе строительных работ на участке, связанных с нарушением почвенного слоя (в том числе работ по пользованию недрами), почвенный слой снимается, то этот слой должен использоваться для улучшения малопродуктивных земель,  

Рекультивации, в соответствии с Приказом Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», подлежат земли, нарушенные при выполнении следующих работ: 

  1. разработка месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; 
  2. прокладка трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; 
  3. ликвидация промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; 
  4. складирование и захоронение промышленных, бытовых и других отходов; 
  5. строительство, эксплуатация и консервация подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); 
  6. ликвидация последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; 
  7. проведение войсковых учений за пределами специально отведённых для этих целей полигонов. 

Приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования и порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, осуществляются на основе: 

  1. условий, которые устанавливают органы, предоставляющие земельные участки в пользование и дающие разрешение на проведение работ, вызывающих нарушение почвенного покрова,
  2. проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Если негативное воздействие на землю привело к такой её деградации или ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя, что и результаты последствий невозможно устранить путём рекультивации, то земля может быть подвергнута консервации, а лица, деятельность которых вызвала необходимость консервации земель, обязаны возместить причинённые убытки собственникам и владельцам земельных участков (статья 57 Земельного кодекса РФ). 

Понимание критериев надлежащего использования земельных участков позволяет определить и соответственные им ситуации ненадлежащего использования участков.

 

Ненадлежащее использование земельных участков  

 

Земельным законодательством предусмотрены случаи, когда использование земельных участков считается ненадлежащим. Их выявление может привести к  принудительному прекращению прав на земельный участок по причине ненадлежащего распоряжения территориями и, по той же причине, к принудительному изъятию из собственности и эксплуатации тех объектов недвижимости, что возведены на участке. 

Законодательством определён единый для всех земельных участков порядок их изъятия (статья 286 Гражданского кодекса РФ):

  • заблаговременное оповещение собственника или пользователя участка о допущенных нарушениях с предъявлением требований по устранению нарушений и  с установлением срока их устранения,
  • при невыполнении собственником или владельцем требований по устранению совершённых земельных правонарушений предусмотрен судебный порядок изъятия участка:
  1. если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  2. если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Выявление нарушений земельного законодательства в использовании земель проводится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.

 

1. Государственный и муниципальный надзор за использованием земель

 

Контроль за использованием земель выполняется  в форме мониторинга, административного обследования объектов и надзора,  регламент которых установлен Земельным кодексом РФ (все статьи главы XII).

Выявление и пресечение нарушений земельного законодательства составляют задачи государственного земельного надзора, осуществляемого уполномоченными органами власти:

  • на государственном уровне - государственными служащими в должности главных государственных инспекторов по использованию и охране земель или главных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (государственный инспектор по охране земель), выполняющими свои функции по Российской Федерации, по субъектам РФ, по городам и районам,
  • на муниципальном уровне муниципальный земельный контроль осуществляется  органами местного самоуправления по контролю за соблюдением требований законодательства РФ и субъекта РФ:
  1. в отношении объектов, расположенных в границах городских и сельских поселений
  2. в отношении объектов, расположенных на межселенной территории муниципальных районов,
  • общественный земельный контроль, проводимый гражданами, общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями.

Государственный мониторинг земель - это система наблюдений, оценки и прогнозирования, целью которых становится получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках.

Объектами государственного мониторинга земель и надзора за соблюдением требований земельного законодательства при их использовании являются все земли в Российской Федерации.

 

2. Типичные случаи ненадлежащего использования земли

 

  • Изменение целевого назначения земельного участка по своему усмотрению 

В данном случае речь идёт не о том, когда правообладатель участка в установленном в муниципальном образовании правилами землепользования и застройки порядке решает вопрос об изменении целевого назначения своего надела, подав соответствующее заявление в орган местного самоуправления. 

Проблема возникает, когда правообладатель делает это именно «по своему усмотрению», по незнанию или вольно, не соблюдая требования градостроительных регламентов, которым должно соответствовать и использование, и застройка участка.

К примеру, возведение жилого дома на полевом участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «для ЛПХ» или строительство магазина по продаже дачного инвентаря на садовом участке - это случаи ненадлежашего использование участка.   

Любой участок имеет целевое назначение и использование - сельскохозяйственное, индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), блокированная застройка или многоквартирное жилищное строительство и т.д. Использование участка в соответствии с целевым назначением является обязанностью собственника.

Сведения о назначении участка указываются в выписке из ЕГРН, в правоустанавливающих документах, с ними можно ознакомиться на публичной кадастровой карте. Нарушение установленного целевого назначения участка и градостроительных регламентов, случившееся даже по неосведомлённости, не освободит от грядущей ответственности. Придётся устранить нарушения - или снести постройки, или изменить целевое назначение участка, уложившись в срок, отведённый или администрацией, или Росреестром. В противном случае, предстоит распрощаться и с постройками, и с участком решению суда. 

  • Самовольное строительство

В качестве меры противодействия недобросовестным застройщикам законом ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 339-ФЗ от 3 августа 2018 г.) предусмотрено принудительное изъятие земельного участка при неисполнении в срок требования о сносе самовольной постройки.

Изъятие производится независимо от того, кем возводилась самовольная постройка (самим собственником или арендатором). 

Лишение права собственности на земельный участок является исключительной мерой, соразмерной последствиям, вызванным самовольным строительством (к примеру, причинён вред окружающей среде).

С подробностями о сносе нелегального строительства и об условиях изъятия земельных участков по таким обстоятельствам можно ознакомиться в статье портала «Земельный вопрос».

  • Неиспользование земельного участка 

Неиспользование земельного участка длительное время является нарушением требований земельного законодательства.

Неиспользование на протяжении не менее 3-х лет с момента предоставления участков:

  1. для сельхозпроизводства,
  2. для индивидуального жилищного строительства (ИЖС),
  3. для иного строительства,

грозит отнесением их использования к разряду ненадлежащего, последствием чего становятся или штрафы, или изъятие участка в судебном порядке и со всеми причитающимися издержками (статья 284 Гражданского кодекса РФ). Указанный 3-х летний период не включает время, необходимое для освоения участка и время, в течение которого участок не мог использоваться (к примеру, из-за стихийных бедствий).

Установленый 3-х летний срок по неиспользованию не касается земель, попадающих под действие Закона РФ  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ в ред. 03.06.2018). В число таких учстков включаются:

  1. садовые, огородные, дачные земельные участки,
  2. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства),
  3. земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. 

4. Грубые нарушения правил рационального использования земли под c/х производство 

Использование земельного участка, предназначенного для с/х производство, повлекшее существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки, является не просто ненадлежащим, а грубым нарушением правил рационального использования земли.  

Неиспользование земельных участков c/х назначения, предназначенных для с/х производства устанавливается в соответствии с Постановлением  Правительства РФ «О признаках неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (№ 369 от 23 апреля 2012 г.).

Неиспользование земельного участка, согласно этому постановлению, определяется даже только по одному из следующих признаков:

  • на пашне не ведутся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы,
  • на сенокосах не выполняется сенокошение,
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка,
  • на пастбищах не производится выпас скота,
  • на многолетних насаждениях не ведутся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и раскорчёвка списанных многолетних насаждений,
  • на пашне залесенность или закустаренность составляет свыше 15% площади земельного участка,
  • залесенность и закустаренность на иных видах с/х угодий свыше 30% площади угодий,
  • закочкаренность и заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

В принятии решений об изъятии участков, предназначенных для с/х  производства не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту. 

В результате загрязнения почвы она становится непригодной для ведения сельского хозяйства, а также использования человеком в других целях, так как загрязнение оказывает негативное влияние на растения, в том числе и сельскохозяйственную продукцию.

Более того, загрязнённая почва может оказывать существенное влияние на чистоту водоёмов, поскольку вода туда попадает именно через почву. И это также представляет угрозу жизни и здоровью людей.

5. Порча земли

Под порчей земли понимается частичное или полное разрушение плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, которые повлекли:

  1. утрату плодородного слоя,
  2. ухудшение физических или биологических свойств плодородного слоя,
  3. снижение природно-хозяйственной ценности земель.

Порчу земли могут вызвать следующие виды негативного воздействия человека на землю или её почву: 

  • захламление - свалки и кучи мусора, созданные в неустановленных местах, захламление территории предметами хозяйственной деятельности, твёрдыми производственными и бытовыми отходами (металлолом, битым стеклом, строительным мусором, древесными остатками, смешивающимися с почвами,  а на участках ИЖС и ЛПХ, садовых участках примером ненадлежащего использования может быть зарастание бурьяном, наличие бытового и другого мусора,
     
  • загрязнение - химическими веществами при чрезмерном использовании химических удобрений, стимуляторов роста растений, а также различных ядов и других опасных веществ, применяемых для отравы вредителей и избавления от сорняков, 
  • загрязнение токсическими промышленными отходами при несоблюдении правил утилизации отходов,
  • засоления, подтопления, заболачивания, иссушения, переуплотнение,
  • снос плодородного слоя - лишение плодородного слоя может произойти и при различных природных катаклизмах, и при строительных работах или прокладке дорог,
  • невыполнение мероприятий по рекультивации земель при рытье канав, проезде тяжёлого транспорта, ведущего к повреждению плодородного слоя земли,

Причинение вреда землям вызывается ещё и источниками повышенной опасности, используемыми в деятельности юридических лиц и граждан. В числе таких источников могут быть:

  1. транспортные средств и механизмы
  2. атомная энергия
  3. сильнодействующие яды и т.п.
  4. строительная и иная, связанная с нею деятельность, и др.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не они не докажут, что вред или причинение вреда потерпевшему возник вследствие непреодолимой силы или умысла.

Причинение вреда земельным участкам подтверждается различными способами - топографической съемкой земельного участка, свидетельскими показаниями, фото- и видеоматериалами, земельной экспертизой, актом обследования земельного участка, актом проверки и т.д. 

 

3. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства

 

Органы контроля вправе беспошлинно обращаться в суд или арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства. Подача исков происходит в следующих случаях:

  1. собственник или пользователь участка не принимает мер по взысканию ущерба, причинённого его земельному участку другими лицами,
  2. вред земле нанесён нарушением, совершённым самим собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором участка.

Убытки, причинённые нарушением земельного законодательства, являются разновидностью убытков, установленных статьёй 15 Гражданского кодекса РФ. 

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме (статья 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
 

Земля тоже под защитой закона

 

Земля - невосполнимый природный ресурс, служащий основой жизни и деятельности людей. Такой статус самого важного природного ресурса не лишён необходимости охраны использования земли, маститым адвокатом которой становится само государство.

Именно поэтому в сфере законодательства находятся и вопросы, связанные с защитой самой земли от ненадлежащего использования владельцами своих земельных участков, происходящего с нарушением норм земельного законодательства или с нарушением требований правил землепользования и застройки (ПЗЗ), действующими в поселениях.

Законодательные меры обеспечения правомерного использования земельных участков носят как ограничительный, так и карательный характер, предусматривающий изъятие участков. Применяются они в установленных случаях нарушений или в виде предписаний администраций об устранении таких нарушений, или в судебном порядке, когда возникает необходимость изъятия земельных участков ввиду объективных фактов злостных нарушений в их использовании и застройке.

Анонсы приводимых ниже статей законов позволят каждому выделить те обстоятельства, на которые имеет смысл обратить особое внимание и, возможно, своевременно заняться устранением негативных ситуаций в использовании земельных участков.  

Основные законодательные положения, регулирующие порядок изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании:     

  • пункт 3 статьи 35 Конституции РФ, в котором устанавливается, что  никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда,
  • статья 235 Гражданского кодекса РФ, в пункте 2 которого поясняется, что в случаях, когда изъятие земельного участка по обстоятельствам его ненадлежащего использования невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, то и это имущество может быть изъято у собственника путём продажи с публичных торгов,
  • статья 285 Гражданского кодекса РФ, уточняющая условия изъятия земельного участка у собственника в случаи его использования с нарушением требований законодательства РФ%
  1. участок используется не по целевому назначению,
  2. использование участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения,
  3. использование участка причиняет вред окружающей среде,
  4. на участке возведена или создана самовольная постройка и не выполнены  обязанности по её сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями,
  • статья 286 Гражданского кодекса РФ, определяющая порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ:
  1. земельный участок подлежит продаже с публичных торгов при условии, что собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, 
  2. если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд,
  • глава VII Земельного кодекса РФ, в статьях которой прописаны основания прекращения прав и их ограничений и, в частности, порядок изъятия земельных участков в случаях их ненадлежащего использования,
  • статья 54 Земельного кодекса РФ, определяющая порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства,
  • cтатья 74 Земельного кодекса РФ, устанавливающая административную и уголовную ответственность за земельные правонарушения,
  • ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»(№ 435-ФЗ  от 29.12.2010  в редакции от 03.07.2016): позволяющий местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения:
  1. принудительное изъятие (в судебном порядке) земельного участка с/х назначения, если участок используется с нарушением установленных требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки,
  2. принудительное изъятие (в судебном порядке), если в течение 3-х и более лет подряд он не используется для ведения с/х производства или иной связанной с с/х производством деятельности,
  3. принудительное изъятие земельного участка из земель с/х назначения при неустранении указанных  фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания,
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП № 195-ФЗ в ред. от 03.08.2018), ряд статей которого определяют степень земельных правонарушений и меру  наказания за них:
  1. за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (статья 8.7 КоАП РФ);
  2. за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (статья 8.8 КоАП РФ).

 

Этот видео-материал поможет ещё раз «прокрутить в памяти» ситуации и условия принудительного изъятия земельных участков и узнать про то, участки могут изыматься для государственных и муниципальных нужд (с подробностями можно ознакомиться здесь):    

 

 

Полезно ознакомиться

 

  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • С новым порядком подготовки к застройке (ИЖС), личного подсобного хозяйства (ЛПХ), расположенных в границах населённого пункта, а также участков, предоставленных для садоводства и ведения дачного хозяйства, можно ознакомиться здесь.
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь. 
  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменили на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступили в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц.  Ознакомиться с подробностями можно здесь.
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь
  •  С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться здесь.
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь.
  • Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  • В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия
  • С 1 января 2018 года в  кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участков, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • Уточнить статус своей земли и границы можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру - помогут советы, представленные здесь.

 



Поделиться:






+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним








+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх