Ненадлежащее использование земельных участков - причина их изъятия по закону. Типичные ситуации




Содержание

 

Возможно, о земельном правонарушении собственник участка и не подозревает?

 

Использование земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, представляется многим из них настолько обыденным процессом, что, порой, из их внимания ускользают вопросы, связанные с регулированием этого использования на законодательном уровне. Правообладатели земельных участков зачастую не обращают внимания на вид разрешённого использования своего земельного участка, полагая, что они, как владельцы, могут совершать с ним любые действия.

Такая позиция может стать причиной нарушения требований действующего земельного законодательства. В итоге, собственники земли могут столкнуться с весьма неприятными последствиями в виде предупреждений администрации, штрафов и даже изъятия участков.

Контролем за использования земли занимаются и муниципальные власти, и службы Росреестра, и различные контролирующие организации. Выполняется эта задача в соответствии с гражданским и земельным законодательством страны и принятыми в поселениях правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), которые, в свою очередь, устанавливают территориальные зоны земельных участков, а для них - градостроительные регламенты, определяющие и порядок использования, и порядок застройки участков.

В случае выявления земельного правонарушения орган местного самоуправления выносит недобросовестным владельцам участков предупреждение об устранение выявленных нарушений. Если же требования будут проигнорированы и нарушения не будут устранены, администрация может использовать право обращения в суд с иском об изъятии участка.

Сберечь своё «земельное богатство» и избежать развития негативного сценария «расставания» с ним позволит знание основных законодательных положений и, конечно же, соблюдение правил и порядка использования земельных участков.

 

Право собственности на землю под защитой закона

 

Земельные участки представляют собой вид недвижимого имущества (недвижимости). Характерным признаком такой недвижимости является невозможность её перемещения без причинения при этом несоразмерного ущерба (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).

Имущество может находиться в собственности каждого. Право частной собственности охраняется законом (статья 35 Конституции РФ). И это право на землю, как на имущество, составляют 3 правомочия:

  1. владение
  2. пользование
  3. распоряжение как единолично, так и совместно с другими лицами

Формы собственности на землю, представляющей основу жизни и деятельности народов нашей страны, определены в статье 9 Конституции РФ:

  1. частная
  2. государственная
  3. муниципальная
  4. иные формы собственности

Право частной собственности на землю для граждан, юридических лиц, государства и муниципалитетов устанавливает также Гражданский кодекс РФ (статьи c 209 по 217), по которому все собственники земли обладают как равным правом защиты своего земельного имущества, так и полномочиями.

Все собственники земли наделены правами владения, пользования и распоряжения землёй: они вправе, по своему усмотрению, совершать с землёй любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и интересы других лиц, охраняемые законом:

  • отчуждать землю в собственность другим лицам
  • передавать землю другим лицам, оставаясь собственником
  • передавать права владения, пользования и распоряжения землёй
  • отдавать землю в залог и обременять его другими способами
  • распоряжаться землёй иным образом
  • передать землю в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) без перехода права собственности к доверительному управляющему, обязанному управлять имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица

Если земля не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то она является государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, пункт 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ).

Граждане (физические лица) владеют землёй в следующих формах собственности:

  • на праве индивидуальной собственности
  • на праве общей доле­вой (с определённой долей каждого собственника)
  • на праве общей совместной (без определения долей каждого) собственности

Право частной собственности на земель­ные участки граждан и юридических лиц является результатом юридических действий (купля/продажа, дарение, наследование и т.д.), в которых земельные участки выступают объектами права.

Понятие земельного участка как объекта права собственности разъяснено в Гражданском кодексе РФ (пункты 2 и 3 статьи 261):

  1. право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом
  2. собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению всё, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами, и не нарушает прав других лиц

Право собственности на землю возникает в результате следующих юридических действий: 

  1. приватизация го­сударственных и муниципальных земель
  2. наследование
  3. дарение
  4. купля-продажа
  5. обмен
  6. сделки с землей
  7. внесение в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица

Право собственности на землю,  ограничение права собственности на землю, переход и прекращение права собственности на землю подлежат государственной регистрации в ЕГРН (статья 131 Гражданского кодекса РФ). Порядок госрегистрации определён федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ.

Наличие записи о регистрации права собственности в ЕГРН является единственным достоверным юридическим доказательством существования зарегистрированного права, оспорить которое можно только в судебном порядке.

Приведённые законодательные положения представляют собой меры защиты прав собственности на землю (в том числе и в судебном порядке). Гражданское законодательство не только стоит на страже прав собственников земли, но и регулирует имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

Кроме имущественных отношений в сфере земельных отношений, есть и другие - те, что связаны с использованием земельных участков.

Использование земель подчинено требованиям земельного законодательства, по которому установлен порядок использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешённым использованием и при соблюдении условий бережного и рачительного отношения к земле. Фривольный принцип «на своей земле буду делать всё, что захочу и как пожелаю» не допускается.

Задачей земельных законов является создание условий для рационального и эффективного использования земельных участков. Образно говоря, они словно выразили народную мудрость: «земля заботу любит - нет плохой земли, есть плохие хозяева». А с нерадивыми хозяевами земли государство разбирается по закону.

 

Надлежащее использование земельных участков под прицелом закона

 

Использование собственниками земельных участков (ЗУ) подчинено Земельному и Градостроительному кодексам РФ. На основе законодательных требований в муниципалитетах разрабатываются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), вводящие, в частности, различного рода ограничения на способы освоения земельных территорий, включая застройку и использование находящихся на участках улучшений.

Основное условие для полноправного и полноценного владения и длительной собственности земельными участками - соблюдение правил их рационального распоряжения и выполнение владельцами земель обязанностей по надлежащему использованию (статья 42 Земельного кодекса РФ).

Обязанности всех собственников, арендаторов и и владельцев земли

  • использование ЗУ в соответствии с их целевым назначением, причём способы использования должны исключать нанесение вреда окружающей среде и самой земле как природному объекту
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на участках:
    • межевые знаки устанавливаются в результате определения на местности и юридического оформления границ ЗУ, но из-за земельного правонарушения они могут быть уничтожены (выкопаны, повалены, подрублены и т.д.)
  • применение всех возможных мер охраны не только земли, но и лесных, водных объектов и обеспечение пожарной охраны окружающей среды, например:
    1. своевременное использование земельных участков и особенно в тех случаях, когда сроки их освоения предусмотрены договорами
    2. исключение и предупреждение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, других возможных негативных воздействий на земли и почвы
    3. проводениие мероприятий по рекультивации земель с нарушенной структурой, по восстановлению плодородного слоя почвы
    4. сохранение плодородного слоя и естественных свойств земли

В обязанности владельцев ЗУ, как при их использовании, так и застройке,  входит неукоснительное выполнение требований градостроительных регламентов территориальных зон, строительных, экологических, санитарно-гигиенических нормативов и противопожарных правил 

Если на участках или над их поверхностью находятся линейные объекты (газопроводы, нефтепроводы, ЛЭП и т.д.), собственники ЗУ не должны препятствовать выполнению работ по  обслуживанию и ремонту линейных объектов, выполняемых в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации последствий возникших аварий и катастроф.

Своевременные платежи за землю - это тоже обязанность собственников земельных участков.

Особый акцент в земельном законодательстве и в ряде федеральных законов делается на задаче охраны земель, признанной целью государственной важности:

  • Земельный кодекс РФ (статья 13 «Содержание охраны земель»)
  • ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ)
  • ФЗ «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ)
  • Постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (№140 от 23.02.1994)

В этих документах говорится об обязательности проведения собственниками и арендарами земельных участков, землепользователями и землевладельцами мероприятий по охране, защите и воспроизводству плодородия земель.

Перечень обязательных мероприятий по охране земель:

  • сохранение и воспроизводство плодородия почв земель с/х назначения
  • защита земель от негативного воздействия природных процессов и целого ряда деструктивных явлений, вызывающих деградацию земель:
    1. водной и ветровой эрозии
    2. селей
    3. подтопления
    4. заболачивания
    5. вторичного засоления
    6. иссушения
    7. уплотнения
    8. загрязнения химическими веществами, радиоактивными, другими веществами и микроорганизмами
    9. загрязнения отходами производства и потребления
    10. другого негативного воздействия
  • защита с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и по сохранению достигнутого уровня мелиорации угодий
  • рекультивация нарушенных земель и восстановлению их плодородия и своевременному вовлечению в оборот

Необходимость в рекультивации возникает в тех случаях, когда деятельность на земельных участках привела к ухудшению качества земель, к их загрязнению и нарушению почвенного слоя. Собственники участков должны выполнить мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия:

  1. привести участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием
  2. устранить последствия загрязнения почв
  3. восстановить плодородный слой почвы, посадить защитные лесные насаждения

Если в ходе строительных работ на участке, нарушается почвенный слой или почвенный слой снимается, то этот слой должен использоваться для улучшения малопродуктивных земель

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при выполнении следующих работ:

  1. разработка месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа
  2. прокладка трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова
  3. ликвидация промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений
  4. складирование и захоронение промышленных, бытовых и других отходов
  5. строительство, эксплуатация и консервация подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.)
  6. ликвидация последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы
  7. проведение войсковых учений за пределами специально отведённых для этих целей полигонов

Приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, выполняется в соответствии Приказом Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»:

  1. на основе условий, установленных органами, предоставляющими ЗУ в пользование и дающими разрешение на проведение работ, вызывающих нарушение почвенного покрова
  2. на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если же негативное воздействие на землю привело к такой её деградации или ухудшению экологической обстановки, нарушению почвенного слоя, что результаты последствий невозможно устранить путём рекультивации, то земля может быть подвергнута консервации. Лица, деятельность которых вызвала необходимость консервации земель, обязаны возместить причинённые убытки собственникам и владельцам земельных участков (статья 57 Земельного кодекса РФ).

Понимание критериев, по которым устанавливается факт надлежащего использования земельных участков, позволит владельцам ЗУ своевременно зафиксировать саму ситуацию, когда использование участков может быть признано ненадлежащим.

Ненадлежащее использование земельных участков

 

Земельным законодательством предусмотрены случаи, когда использование земельных участков считается ненадлежащим. Их выявление может привести к принудительному прекращению прав на земельный участок или к принудительному изъятию из собственности и эксплуатации тех объектов недвижимости, что возведены на участке.

Законодательством определён единый для всех земельных участков порядок их изъятия (статья 286 Гражданского кодекса РФ):

  • заблаговременное оповещение собственника или пользователя участка о допущенных нарушениях с предъявлением требований по устранению нарушений и с установлением срока их устранения
  • судебный порядок изъятия участка при невыполнении собственником или владельцем требований по устранению совершённых земельных правонарушений:
    1. если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов
    2. если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить в суд требование о продаже участка 

Выявление нарушений земельного законодательства в использовании земель проводится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.

 

1. Государственный и муниципальный надзор за использованием земель

 

Контроль за использованием земель выполняется в нескольких формах:

  • мониторинг
  • административное обследования объектов
  • надзор

Регламент контроля установлен Земельным кодексом РФ (все статьи главы XII).

Выявление и пресечение нарушений земельного законодательства составляют задачи государственного земельного надзора.

Надзор выполняется как уполномоченными органами власти, так  и гражданами и некоммерческими организациями:

  • на государственном уровне - государственными служащими в должности главных государственных инспекторов по использованию и охране земель или главных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (государственный инспектор по охране земель), выполняющими свои функции по Российской Федерации, по субъектам РФ, по городам и районам
  • на муниципальном уровне муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления по контролю за соблюдением требований законодательства РФ и субъекта РФ:
    1. в отношении объектов, расположенных в границах городских и сельских поселений
    2. в отношении объектов, расположенных на межселенной территории муниципальных районов
  • общественный земельный контроль, проводимый гражданами, общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями

Государственный мониторинг земель - это система наблюдений, оценки и прогнозирования, целью которых становится получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках.

Объектами государственного мониторинга земель и надзора за соблюдением требований земельного законодательства при их использовании являются все земли в Российской Федерации.

2. Типичные случаи ненадлежащего использования земли

 

  • Изменение целевого назначения земельного участка по своему усмотрению

Речь, в данном случае, идёт не о том, когда правообладатель участка в установленном в муниципальном образовании правилами землепользования и застройки порядке решает вопрос об изменении целевого назначения своего надела, подав соответствующее заявление в орган местного самоуправления.

Проблема возникает, когда правообладатель делает это именно «по своему усмотрению», по незнанию или вольно, не соблюдая требования градостроительных регламентов, которым должно соответствовать и использование, и застройка участка.

К примеру, возведение жилого дома на полевом участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «для ЛПХ» или строительство магазина по продаже дачного инвентаря на садовом участке - это случаи ненадлежашего использование участка.

Любой участок имеет целевое назначение и использование - сельскохозяйственное, индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), блокированная застройка или многоквартирное жилищное строительство и т.д. Использование участка в соответствии с целевым назначением является обязанностью собственника.

Сведения о назначении участка указываются в выписке из ЕГРН, в правоустанавливающих документах, с ними можно ознакомиться на публичной кадастровой карте. Нарушение установленного целевого назначения участка и градостроительных регламентов, случившееся даже по неосведомлённости, не освободит от грядущей ответственности.

Придётся устранить нарушения - или снести постройки, или изменить целевое назначение участка, уложившись в срок, отведённый или администрацией, или Росреестром. В противном случае, предстоит распрощаться и с постройками, и с участком решению суда.

  • Самовольное строительство

В качестве меры противодействия недобросовестным застройщикам законом ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 339-ФЗ от 3 августа 2018 г.) предусмотрено принудительное изъятие земельного участка при неисполнении в срок требования о сносе самовольной постройки.

Изъятие производится независимо от того, кем возводилась самовольная постройка (самим собственником или арендатором).

Лишение права собственности на земельный участок является исключительной мерой, соразмерной последствиям, вызванным самовольным строительством (к примеру, причинён вред окружающей среде).

С подробностями о сносе нелегального строительства и об условиях изъятия земельных участков по таким обстоятельствам можно ознакомиться в статье портала «Земельный вопрос».

  • Неиспользование земельного участка

Неиспользование земельного участка длительное время является нарушением требований земельного законодательства.

Неиспользование на протяжении не менее 3-х лет с момента предоставления участков:

  1. для сельхозпроизводства
  2. для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  3. для иного строительства

грозит отнесением их использования к разряду ненадлежащего.

Последствием земельного правонарушения становятся или штрафы или изъятие участка в судебном порядке со всеми причитающимися издержками (статья 284 Гражданского кодекса РФ).

Указанный 3-х летний период не включает время, необходимое для освоения участка и время, в течение которого участок не мог использоваться (к примеру, из-за стихийных бедствий).

Установленный 3-х летний срок по неиспользованию не касается земель, попадающих под действие Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ в ред. 03.06.2018). В число таких участков включаются:

  1. садовые, огородные, дачные земельные участки
  2. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства)
  3. земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества

4. Грубые нарушения правил рационального использования земли под c/х производство

Использование земельного участка для с/х производство, повлекшее существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки, является не просто ненадлежащим, а грубым нарушением правил рационального использования земли.

Факт неиспользования земельных участков c/х назначения, предназначенных для с/х производства, определяется по основаниям, отмеченным в Постановлении Правительства РФ «О признаках неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (№ 369 от 23 апреля 2012 г.):

  • на пашне не ведутся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы
  • на сенокосах не выполняется сенокошение
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка
  • на пастбищах не производится выпас скота
  • на многолетних насаждениях не ведутся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и раскорчёвка списанных многолетних насаждений
  • на пашне залесенность или закустаренность составляет свыше 15% площади земельного участка
  • залесенность и закустаренность на иных видах с/х угодий свыше 30% площади угодий
  • закочкаренность и заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка

В принятии решений об изъятии участков, предназначенных для с/х производства, не имеет значения срок ненадлежащего использования земель. Однако необходимым условием изъятия является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту.

В результате загрязнения почвы она становится непригодной для ведения сельского хозяйства, а также для использования в других целях, так как загрязнение оказывает негативное влияние на растения, в том числе и с/х продукцию.

Более того, загрязнённая почва может оказывать существенное влияние на чистоту водоёмов, поскольку вода туда попадает именно через почву. И это также представляет угрозу жизни и здоровью людей.

5. Порча земли

Под порчей земли понимается частичное или полное разрушение плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, которые повлекли:

  1. утрату плодородного слоя
  2. ухудшение физических или биологических свойств плодородного слоя
  3. снижение природно-хозяйственной ценности земель

Порчу земли могут вызвать следующие виды негативного воздействия человека на землю или её почву:

  • захламление:
    • свалки и кучи мусора, созданные в неустановленных местах
    • захламление территории предметами хозяйственной деятельности, твёрдыми производственными и бытовыми отходами (металлолом, битым стеклом, строительным мусором, древесными остатками, смешивающимися с почвам)
    • зарастание бурьяном, наличие бытового и другого мусора на участках ИЖС и ЛПХ, садовых участках 
  • загрязнение при чрезмерном использовании различных веществ:
    • химических веществ (химические удобрения, стимуляторы роста растений)
    • различных ядов и других опасных веществ, применяемых для отравы вредителей и избавления от сорняков
  • загрязнение токсическими промышленными отходами при несоблюдении правил утилизации отходов
  • засоление, подтопление, заболачивание, иссушение, переуплотнение
  • снос плодородного слоя при строительных работах или прокладке дорог
  • невыполнение мероприятий по рекультивации земель при рытье канав, проезде тяжёлого транспорта, ведущего к повреждению плодородного слоя земли

Причинение вреда землям вызывается ещё и источниками повышенной опасности, используемыми в деятельности юридических лиц и граждан. В числе таких источников могут быть:

  1. транспортные средств и механизмы
  2. атомная энергия
  3. сильнодействующие яды и т.п.
  4. строительная и иная, связанная с нею деятельность
  5. другие виды деятельности.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если только они не они не докажут, что вред или причинение вреда потерпевшему возник вследствие непреодолимой силы или умысла.

Причинение вреда земельным участкам фиксируется и подтверждается различными способами:

  • топографической съемкой земельного участка
  • свидетельскими показаниями
  • фото- и видеоматериалами
  • земельной экспертизой
  • актом обследования земельного участка или актом проверки
  • иными способами

3. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства

 

Органы контроля вправе беспошлинно обращаться в суд или арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причинённого нарушением земельного законодательства.

Подача исков происходит в следующих случаях:

  1. собственник или пользователь участка не принимает мер по взысканию ущерба, причинённого его земельному участку другими лицами
  2. вред земле нанесён нарушением, совершённым самим собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором участка

Убытки, причинённые нарушением земельного законодательства, являются разновидностью убытков, установленных статьёй 15 Гражданского кодекса РФ.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме (статья 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Земля тоже под защитой закона

 

Земля - невосполнимый природный ресурс, служащий основой жизни и деятельности людей. Столь высокий статус требует  охраны использования земли . Её маститым защитником становится само государство.

Законодательные меры обеспечения правомерного использования земельных участков носят как ограничительный, так и карательный характер, предусматривающий изъятие участков. Применяются они в установленных случаях нарушений в виде предписаний администраций об устранении таких нарушений. Не исключается и судебный порядок решения проблем, когда возникает необходимость изъятия земельных участков ввиду объективных фактов злостных нарушений.

Анонсы приводимых ниже статей законов позволят каждому выделить те обстоятельства, на которые имеет смысл обратить особое внимание и своевременно заняться устранением негативных ситуаций в использовании земельных участков.

Основные законодательные положения, регулирующие порядок изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании:

  • пункт 3 статьи 35 Конституции РФ, в котором устанавливается, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда
  • статья 235 Гражданского кодекса РФ, в пункте 2 которого поясняется, что в случаях, когда изъятие ЗУ по обстоятельствам его ненадлежащего использования невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, то и это имущество может быть изъято у собственника путём продажи с публичных торгов
  • статья 285 Гражданского кодекса РФ, уточняющая случаи изъятия ЗУ у собственника при его использовании с нарушением требований законодательства РФ:
    1. участок используется не по целевому назначению
    2. использование участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения
    3. использование участка причиняет вред окружающей среде
    4. на участке возведена или создана самовольная постройка и не выполнены обязанности по её сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями
  • статья 286 Гражданского кодекса РФ, определяющая порядок изъятия ЗУ, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ:
    1. земельный участок подлежит продаже с публичных торгов при условии, что собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение
    2. если собственник ЗУ не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд
  • глава VII Земельного кодекса РФ, в статьях которой прописаны основания прекращения прав и их ограничений и, в частности, порядок изъятия ЗУ в случаях их ненадлежащего использования
  • статья 54 Земельного кодекса РФ, определяющая порядок изъятия ЗУ, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования ЗУ по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства
  • cтатья 74 Земельного кодекса РФ, устанавливающая административную и уголовную ответственность за земельные правонарушения
  • ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»(№ 435-ФЗ от 29.12.2010 в редакции от 03.07.2016): позволяющий местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения:
    1. принудительное изъятие (в судебном порядке) земельного участка с/х назначения, если участок используется с нарушением установленных требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки
    2. принудительное изъятие (в судебном порядке), если в течение 3-х и более лет подряд он не используется для ведения с/х производства или иной связанной с с/х производством деятельности
    3. принудительное изъятие земельного участка с/х назначения при неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП № 195-ФЗ в ред. от 03.08.2018), ряд статей которого определяют степень земельных правонарушений и меру наказания за них:
    1. за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (статья 8.7 КоАП РФ)
    2. за использование земель не по целевому назначению, неиспользование ЗУ для с/х производства либо жилищного или иного строительства в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (статья 8.8 КоАП РФ).

Этот видео-материал поможет ещё раз «прокрутить в памяти» ситуации и условия принудительного изъятия земельных участков и узнать про то, что участки могут изыматься также для государственных и муниципальных нужд (с подробностями можно ознакомиться здесь):

 

 

Полезно ознакомиться

 

  • О новом Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков - 2019 можно узнать здесь
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • С новым порядком подготовки к застройке (ИЖС), личного подсобного хозяйства (ЛПХ), расположенных в границах населённого пункта, а также участков, предоставленных для садоводства и ведения дачного хозяйства, можно ознакомиться здесь.
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменили на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступили в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Ознакомиться с подробностями можно здесь.
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь.
  • С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться здесь.
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь.
  • Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  • В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.
  • С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участков, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • Уточнить статус своей земли и границы можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру - помогут советы, представленные здесь.


Поделиться:













+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх