Лесная амнистия - гарантия защиты собственности на участки на лесных землях




Содержание

 

Причины прежних проблем с земельными участками на лесных землях

 

Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым - для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства. Сам участок или постройки, появившиеся на нём, даже оформленные должным образом в собственность в ЕРГН, долгое время были под прицелом лесных ведомств, предъявлявших к владельцам претензии. Они касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.

И не только считали. Опираясь на положения Лесного кодекса РФ, ведомства стремились опровергнуть право собственности на землю и  правомерность предоставления участков в собственность граждан, выполненного органами муниципальной власти. Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в  лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.

Проблемы защиты собственности на земельные участки на лесных землях актуальны и сегодня, но решаются они уже в правовом русле защиты прав собственников.

О том, что было особенно сложным для собственников участков на лесных землях и каким образом ситуация для них изменилась к лучшему, что гарантирует государство, будет рассказано в этой статье.

Земли лесного фонда, по Земельному кодексу РФ, представляют собой отдельную категорию земель, так же, как, например, земли населённых пунктов или земли с/х назначения. Использование земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ, а лейтмотивом в определении порядка использования лесных земель является тема их защиты, воспроизводства, использование в соответствии с назначением, зачастую исключающие возможность застройки.

На участках на лесных землях построить что-либо было практически невозможно, а если и возможно, то только при наличии разрешений лесного ведомства субъекта РФ или в соответствии с проектом освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду, утверждение которого представляет непростую процедуру.

Возведение частного дома на такой земле во многих случаях провоцировало в дальнейшем крайне неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.

Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:   

  • земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
  • возникла масса проблем: и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона и Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
  • не всем гражданам и организациям, что возвели постройки на лесных землях, было известно, что их участок находится в границах лесничества или лесопарка и что своим строительством они неумышленно нарушают требования ранее действовавшего варианта Лесного кодекса РФ (ситуации умышленного нарушения закона, конечно же, были, но они не имели массового характера)
  • владельцы участков, являющиеся собственниками земли в представлении ЕГРН, превращались в нарушителей закона в представлении лесного реестра, точнее, в заложников сложившихся 2-х раздельных систем государственного учёта земель и лесов

Реальное положение вещей с лесными и муниципальными землями, с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей, в том числе и под частное жилое строительство, свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.

Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний.  Собственники земельных участков узнавали об этом далеко не сразу. Информации о землях лесного фонда и его границах, как и о наложении границ лесных и частных участков, в открытом для граждан доступе не было. 

Описанная ситуация получила официальное название - «двойной кадастровый учёт» земельных участков. Возник он как следствие дублирования сведений об одном и том же участке, в том числе и участке с постройками, разными органами регистрации, причём независимыми друг от друга способами:

  1. в ЕГРН (ранее ЕГРП), который фиксировал сведения о недвижимости и присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
  2. в ГЛР (государственный лесной реестр), регистрирующий сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, причём без должных, как в ЕГРН, требований к местоположению границ земельных участков, к содержанию межевого плана и целого ряда других

Существенными причинами противоречий этих реестров стали такие:

  • неразбериха в законодательстве, когда в 2008 году был принят Лесной кодекс РФ, а до этого момента именно в лесных землях на территории лесов можно было получать дачи, участки, реализовывать садоводческие направления деятельности
  • в ЕГРН отсутствовали материалы межевания земель лесного фонда на территории регионов с координированием их границ (этот факт не позволил поставить лесные земли на государственный кадастровый учет и в дальнейшем отображать такие границы на публичной кадастровой карте)
  • в ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка, что не позволяло идентифицировать такие участки в составе земель лесного фонда
  • до 01.01.2015 г. в ГКН не вносились сведения о предоставлении участков лесного фонда в аренду или временное пользование (так было установлено ранее действовавшим лесным законодательством)
  • в ГКН предоставлялся единый правоудостоверяющий документ (свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах),  а при этом учёт земли проводился в упрощённом порядке (без точного межевания), что привело к огромному количеству пересечений лесных участков как между собой, так и с другими землями:
    • отражение границ тех лесных участков, что не прошли процедуру кадастрового учета, происходило лишь по картографическим материалам и данным лесоустройства (причём не всегда своевременно обновляемых), то есть без привязки к системе координат, установленной для ГКН, и без учёта уже существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости

В итоге, сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось крайне затруднительным или даже невозможным, а собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.

 

«Лесная амнистия» - гарантия защиты прав собственников участков 


 
Выходом из сложившегося положения с участками на лесных землях в последний период времени стали ряд корреспондирующих поправок к Лесному кодексу РФ, немалому числу федеральных законов, основу для которых создал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (№ 280-ФЗ от 29 июля 2017 года).

В части, касающейся лесных земель, этот закон получил обиходное название «лесной амнистии». Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в его главной задаче - защите прав как собственников земельных участков, так и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.  

Тем не менее, будем иногда использовать в тексте статьи терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.

Федеральным законом 280-ФЗ не только изменены отдельные статьи Лесного кодекса РФ, но выполнены существенные дополнения к нему.

В частности, законом (пункты 6 и 7 статьи 10)  установлен срок до 1 января 2023 года для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН и приведения данных лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений:

  • об особо охраняемых природных территориях
  • территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда
  • о границах таких территорий
  • об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах

 
1. Способы достижения цели «лесной амнистии»

 

Целью «лесной амнистии» является обеспечение эффективной гарантии защиты права собственности на землю. Достигается она через решение основных проблем:

  1. устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда, для чего заинтересованные лица могут обращаться в Росреестр
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
  3. применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов - для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений

Рассмотрим основные узлы механизма «лесной амнистии», определяющие статус земельных участков в случаях их пересечений с лесными землями.

 

2. Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
 

Собственного говоря, речь идёт об одном из главных положений «лесной амнистии» - о признании приоритетности сведений ЕГРН о категории земель участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делался вывод о принадлежности земельного участка к категории «земли лесного фонда».

Ранее главной проблемой собственников земельных участков было правовое доказательство того факта, что участок не относится к землям лесного фонда. «Лесная амнистия» устранила эту проблему.

Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка,  стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям. 

Исключения

Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):

  1. участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники), территорий объектов культурного наследия
  2. земельные участки с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения», если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы
  3. земельные участки с/х назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ от 24.07.2002) при наличии фактов неиспользования участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства РФ, установленных в ходе проведения проверки государственного земельного надзора

Можно заметить, что закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов. Так что, если дача оказалась в национальном парке или в заказнике, владельцу участка, разбирающемуся с пересечением границ с лесными землями, придётся обратиться в суд и доказать, что основание для образования собственности в лесном массиве было юридически достоверным и правильным. 

Временные «точки отсечения» 

Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

  1. 8 августа 2008 года - дата принятия Лесного кодекса РФ, до которой люди получали участки на лесных землях законно, а поэтому они вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
  2. 1 января 2016 года - дата, начавшегося упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки лесных массивов, в том числе и на особо охраняемых природных территориях, выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса (замечание Ольги Тимофеевой, председателя комитета ГД по экологии и охране окружающей среды)     

Не упущены в законе и случаи так называемого «съезда участков» в лесопарковые зоны, а также определена возможность возврата участков и возведённых объектов, утрата которых произошла по той причине, что участки относятся к лесной территории (возможность эта, правда была предоставлена лишь на 1 год от даты принятия закона). Рассмотрим все эти положения «лесной амнистии» детальнее.

 

3. Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008 г. 

 

Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:

  • садоводство
  • огородничество
  • личное подсобное хозяйство
  • дачное хозяйство
  • индивидуальное жилищное строительство

Каждому из перечисленных видов земельных участков, даже если они  находятся в границах земель лесного фонда (по данным лесного реестра) или они имеют категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и ЕГРН, по «лесной амнистии» можно присвоить  более удобную для собственника категорию земель:

  • «земли сельскохозяйственного назначения»
  • «земли населённых пунктов»

соответствующую виду использования участка, то есть ввести участки из состава земель лесного фонда (пункт 4 статьи 14 закона 280-ФЗ).

Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:

  • от наличия на участке построек
  • от того, зарегистрированы права на постройки или нет
  • от указания или отсутствия в кадастровом паспорте, или в правоустанавливающем, или в ином документе на участок такая категория, как «земли лесного фонда»
  • от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года - главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты  

Примечание

Несмотря на то, что в рамках «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка под садоводство, огородничество, дачное или личное подсобное хозяйство не требует согласования той части границ участка, которая расположена в лесу, тем не менее, законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).

До истечения этого срока исключается необходимость проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, находящегося в границах лесных земель (лесничества или лесопарка), при одновременном соблюдения следующих условий:

  1. земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
  2. смежным земельным участком является лесной участок

Если же собственник участка проводит работы по уточнению местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, и при этом выявляется превышение площади участка более чем на 10% от площади, указанной в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах, то органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ). 

 

4. Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года

 

Нужно обратить внимание на тот факт, что гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:

  1. возведённые объекты недвижимости не должны быть предназначенными для нужд лесопользования
  2. права собственности на построенные объекты недвижимости должны быть зарегистрированы до 01.01.2016 г.

Иными словами, если собственность на здание, дом, иную постройку было зарегистрировано до указанной даты 1 января 2016 года, владелец объекта недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под постройкой, вне зависимости от того, что границы участка пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).

Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в орган, который предоставил земельный участок, провести межевание, внести в ЕГРН информацию об участке и его границах, используя материалы межевого плана (чертёж и описание участка на кадастровом плане территории). При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

Далее Росреестр произведёт исключение земельного участка из состава лесных площадей  (если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН - как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.), поставит его на кадастровый учёт и произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела, зарегистрировав его права в ЕГРН. 

Не возникнет проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН в случае, когда при уточнении местоположения границ земельного участка было выявлено пересечение границ земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка. Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут следующие: 

  1. права на участок были оформлены до 1 января 2016 года
  2. права на участок были оформлены до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка

Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.

 

5. Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону  

 

Понятно, что физически земельные участки никак и никуда не перемещаются. Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» - полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне. 

До «лесной амнистии» подобные ситуации превращались в неразрешимые  проблемы. После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка: земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму. Так установлено пунктом 7 статьи 604 закона 280-ФЗ.

 

5. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)

 

Федеральным законом 280-ФЗ было введено интереснейшее положение (пункт 5 статьи 10), закрепляющее возможность для физических лиц или компаний потребовать в судебном порядке признания своих прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по той причине, что что их участок относится к лесной территории.  

До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно  освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.

Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен - в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.

Трудно судить о том, скольким прежним владельцам утраченных объектов недвижимости удалось решить свои проблемы и всем ли из них было известно о столь уникальной возможности. Во всяком случае, она была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.

 

Выводы

 

Федеральный закон 280-ФЗ весьма емкий по объёму и смыслу вводимых положений.  Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения, будь это статьи, касающиеся вопросов различных вариантов согласования схем участков или изменений в Градостроительный кодекс РФ с разработкой механизмов  решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти заняться этими территориями, придать им статус полноценных населённых пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.

Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Важно отметить, что она обеспечивает государственную защиту собственности граждан, не позволяя нарушить их имущественные права, сохраняя соответствующие земельные участки за их владельцами и не подрывая доверие общества к государственным реестрам.  



Поделиться:













+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх