Лесная амнистия - гарантия защиты собственности на участки на лесных землях




Содержание

 

Участки на лесных землях

 

Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым - для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.

Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.

И не только считали. Лесные ведомства опровергали:

  • право собственности на землю
  • правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан

выполненного органами муниципальной власти.

Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.

Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:

  • защита
  • воспроизводство
  • использование в соответствии с назначением

зачастую исключает возможность застройки.

На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:

  • с получением разрешений лесного ведомства субъекта
  • с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
  • со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов

Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.

Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:

  • земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
  • возникла масса проблем:
    • и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
    • Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
  • не всем гражданам и организациям, владеющим участками с постройками на лесных землях, было известно о том, что:
    • ЗУ находится в границах лесничества или лесопарка
    • построенные здания и дома:
      • считаются незаконными строениями
      • свидетельствуют о неумышленном нарушении Лесного кодекса РФ
    • владельцы участков, являющиеся собственниками земли в представлении ЕГРН, превращались в нарушителей закона в представлении лесного реестра, точнее, в заложников сложившихся 2-х раздельных систем государственного учёта земель и лесов

Реальное положение вещей:

  1. с лесными и муниципальными землями
  2. с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей

свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.

Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.

Информации:

  • о землях лесного фонда
  • о границах лесных земель
  • о наложении границ лесных и частных участков

в открытом для граждан доступе не было.

Ситуация получила официальное название - «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:

  1. в ЕГРН (ранее ЕГРП):
    • фиксировал сведения о недвижимости
    • присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
  2. в ГЛР (государственный лесной реестр):
    • регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
      • к местоположению границ ЗУ
      • к содержанию межевого плана

Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.

До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте

В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.

Сведения о предоставлении участков лесного фонда:

  • в аренду
  • во временное пользование

не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.

В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).

Образовались ситуации пересечений лесных участков:

  • между собой
  • с другими землями

Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:

  • по картографическим материалам
  • по данным лесоустройства
  • без своевременного обновления
  • без привязки к системе координат, установленной для ГКН
  • без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости

Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.

Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.

 

«Лесная амнистия» - гарантия защиты прав собственников участков 

 

Проблемы с участками на лесных землях решил ФЗ № 280 от 29 июля 2017 года. Этот закон получил обиходное название «лесной амнистии».

Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.

Тем не менее, будем иногда использовать в тексте статьи терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.

ФЗ 280:

  • дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
  • установил срок до 1 января 2023 года:
    • для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
    • для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
      1. о границах территорий:
        • ОКН (объектов культурного наследия)
        • особо охраняемых природных зон
      2. об ограничениях использования лесных участков:
        • в границах территорий ОКН
        • в границах территорий особо охраняемых природных зон 

 

Способы достижения цели «лесной амнистии»

 

Цель «лесной амнистии» - защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:

  1. устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
  3. применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов - для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений

 

Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
 

Одно из положений «лесной амнистии» - главенстство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:

  • лесного реестра
  • лесного плана субъекта федерации
  • иных документов

Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.

Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.

 

Исключения

 

Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):

  • ЗУ в границах особо охраняемых природных территорий:
    • заповедники
    • заказники
    • территорий объектов культурного наследия (ОКН)
  • ЗУ с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения»:
    • если на таких ЗУ отсутствуют объекты недвижимости с зарегистрированнными правами
  • участки с/х назначения, оборот которых регулируется ФЗ 101 от 24.07.2002), при наличии фактов:
    • неиспользования ЗУпо целевому назначению
    • использования ЗУ с нарушением законодательства РФ

Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.

В случае, когда:

  • ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
  • выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель

собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.

 

Временные «точки отсечения»

 

Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

  • 8 августа 2008 года:
  1. люди получали участки на лесных землях законно
  2. собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
  • 1 января 2016 года:

начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:

  1. лесных массивов
  2. лесных земель на особо охраняемых природных территориях

выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса. 

Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.

Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.

 

Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008 

 

Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:

  • садоводство
  • огородничество
  • личное подсобное хозяйство
  • дачное хозяйство
  • индивидуальное жилищное строительство

Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:

  • «земли сельскохозяйственного назначения»
  • «земли населённых пунктов»

соответствующую виду использования участка.

Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:

  1. в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
  2. в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ - «земли лесфонда»

Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:

  • от наличия на участке построек
  • от наличия зарегистрированных прав на постройки
  • от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
    • или в кадастровом паспорте
    • или в правоустанавливающем документе
    • или в ином документе
  • от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года - главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты

Примечание

По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:

  • для садоводства
  • для огородничество
  • для ведения личного подсобного хозяйства

не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.

Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ - 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).

До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:

  • земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
  • смежным земельным участком является лесной участок

В случае, когда:

  • собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
  • площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах

органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).

 

Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года

 

Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:

  1. объекты не предназначены для нужд лесопользования
  2. права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.

Если собственность:

  • на здание
  • на дом
  • на иную постройку

зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).

Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:

  • обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
  • провести межевание
  • внести в ЕГРН сведения:
    • об участке
    • о границах ЗУ:
      1. материалы межевого плана:
      2. чертёж
      3. описание участка на кадастровом плане территории)

При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

Далее Росреестр произведёт:

  1. исключение ЗУ из состава лесных площадей:
    1. если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН - как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
  2. поставит ЗУ на кадастровый учёт
  3. произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
  4. зарегистрирует право собственности в ЕГРН

Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:

  • лесного участка
  • лесничества
  • лесопарка

Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:

  1. право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
  2. право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка

Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.

 

Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону  

 

Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» - полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.

До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.

После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:

земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.

Так установлено пунктом 7 статьи 604 закона 280-ФЗ.

 

5. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)

 

По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.

До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.

Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен - в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.

Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.

 

Выводы

 

Федеральный закон 280-ФЗ - ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:

  • вариантов согласования схем участков
  • механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
    • заниматься этими территориями
    • присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
    • заниматься:
      1. развитием инфраструктуры
      2. обеспечением нормальных условий жизни населения

Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:

  1. обеспечивает государственную защиту собственности граждан
  2. не позволяет нарушить имущественные права
  3. сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
  4. не подрывает доверие общества к государственным реестрам


Поделиться:













+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх