Система расчёта стоимости подключения к электросетям частных домов и земельных участков. Резкий рост тарифов на техприсоединение – с 1.07.2022


Содержание

 

  1. Новеллы в системе расчёта стоимости техприсоединения, утверждённые Правительством РФ
  2. Изменение стоимости технологического присоединения
  3. Расчёт платы за ТП – задача сетевой организации
  4. «Философские размышления» 

 

1. Новеллы в системе расчёта стоимости техприсоединения, утверждённые Правительством РФ 

 

Правовой основой процедуры подключения энергопринимающих устройств (ЭПУ) потребителей к электросетям были и остаются «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённые Правительством РФ (№ 861 от 27.12.2004). Далее – Правила. 

За 18 лет, прошедших с момента выхода Правил в свет, в них эпизодически вносились многочисленные изменения, поправки, уточнения. В числе одних из последних, были, в частности, такие, которые владельцы частных домов и земельных участков восприняли с огромным воодушевлением:

  1. были сняты барьеры на прямое подключение к сетям ресурсных организаций ЭПУ мощностью до 15 кВт
  2. утверждена более чем приятная для частных потребителей стоимость технологического присоединения – 550 руб., в которую входили:
    • установка уличного электрощита и электрического счётчика на границе участка
    • подключение к электросети мощностью до 15 кВт, которой хватало для энергообеспечения и отопления электричеством частного дома площадью до 150 м2

В конце июня 2022 года для будущих потребителей электроэнергии, чьи ЭПУ остались не подключёнными к электроэнергии, или такая задача пока вообще не планировалась:  

  • садоводов с их домами в СНТ
  • частных застройщиков
  • правообладателей незастроенных участков
  • индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, запрашивающих мощность до 150 кВт:
    • с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ

образно говоря, «мир перевернулся вверх дном». Упомянутый выше тариф 550 руб. и вместе с ним порядок технологического присоединения (ТП), исключавший необходимость оплаты строительства электросетей, «канули в Лету».

1 июля 2022 года вступили в силу новые положения, утверждённые Постановлением Правительства РФ №1178 от 30.06.2022. На их основании внесены кардинальные изменения в Правила технологического присоединения, соответствующие федеральные законы и нормативно-правовые акты.

В соответствии с положениями Постановления: 

  1. отменена ранее действовавшая льготная ставка на осуществление технологического присоединения ЭПУ физических и юридических лиц (с присоединяемой мощностью до 15 кВт) в размере 550 руб. 
  2. узаконено резкое увеличение размера платы за технологическое присоединение
  3. определены 2 варианта проведения оплаты за технологическое присоединение
  4. установлена возможность выбора приемлемого варианта оплаты работ за ТП
  5. задан ориентир только на новых потребителей электроэнергии, которые подали и будут подавать заявки на приоединение после 1 июля 2022 года
  6. из поля действия положений исключено присоединение ЭПУ будущих потребителей, подавших заявки на ТП до срока выхода Постановления Правительства РФ №1178:
    • по заявкам, поданным до 01.07.2022,  при расчёте стоимости ТП применяется тариф  550 руб. (пункт 3 Постановления)
  7. малому и средний бизнесу предоставлены льготные условия:
    • при подключении мощности до 150 киловатт по 3 категории надёжности
    • для получения скидки объекты должны находиться от электросетевой инфраструктуры в пределах:
      • 200 м в городской черте
      • 300 м в сельской местности 
  8. планируется проработка вопроса о порядка расчёта платы за ТП для крупного бизнеса (более 150 кВт) – в 2023 году

Система расчёта стоимости ТП, предложенная и утверждённая Правительством РФ:

  1. обусловлена необходимостью ликвидации сложившихся проблемных ситуаций:
    • недофинансирование распределительных электросетей в регионах
    • недозагруженность сетей
  2. направлена на устранение выявленных объективных обстоятельств, позволивших констатировать следующие факты:
    • льготное ТП осуществлялось потребителями зачастую «про запас», но фактически не используется
    • 89% выполненных льготных техприсоединений не используется в полном объеме – в результате чего затраты на содержание сетей, которые были построены, но по которым не подаётся электроэнергия, составляют 24 млрд. руб./год
  3. предполагает, что увеличение стоимости присоединения, постепенная отмена льготного подключения позволят:
    • снизить тарифную нагрузку на потребителей электроэнергии
    • высвободить денежные средства, которые будут направлены на реконструкцию сетей 
    • обеспечить повышение надёжности, качества энергоснабжения, а также снижение числа аварий в электросетях
      • так как сетевые организации смогут направлять больше средств на ремонты и содержание объектов энергетики
  4. устраняет социальную несправедливость:
    • прежде все затраты сетевых организаций на работы по  ТП
      • закладывались в тариф
      • распределялись на всех потребителей
    • мнение кабмина:
      • услугу по ТП и сопутствующие её исполнению затраты сетевой компании должен оплатить тот, кто непосредственно в ней заинтересован

 

2. Изменение стоимости технологического присоединения

 
 
Стоимость ТП, указываемая сетевой организацией в технических условиях и в договоре о присоединении, определяется в размере, соответствующем минимальному значению одного из показателей, связанных с затратами сетевых организаций на технологическое присоединение: 

  1. или со стоимостью мероприятий по ТП, рассчитываемая с применением стандартизированных тарифных ставок
  2. или стоимостьь мероприятий по ТП, рассчитываемая по тарифам, установленным Постановлением Правительства РФ №1178 от 30.06.2022 за единицу максимальной присоединяемой мощности (киловатт):
    • максимальный тариф – не более 10 000 руб./кВт
      • превышение указанного значения ставки допускается по согласованию с Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов
    • рекомендуемый минимальный тариф:
      • повышается ежегодно на 1 000 руб.
      • устанавливается в размере
        1. не менее 3 000 руб./кВт – с 1 июля 2022 года
        2. не менее 4 000 руб./кВт – с 1 июля 2023 года 
        3. не менее 5 000 руб./кВт – с 1 июля 2023 года  

 

2.1. Стоимость ТП по установленной ставке за единицу мощности (киловатта) при подключении 15 кВт

 

Минимальные и максимальные ставки за каждый киловатт запрашиваемой максимальности мощности 15 кВт определены для домов, которые расположены:

  • не далее 300 м от существующих ЛЭП – в городе и посёлках городского типа
  • не далее 500 м – в сельской местности 

При соблюдении указаных дистанций между домами и существующими объектами электросетевого хозяйства сетевой компании в состав платы за технологическое присоединение ЭПУ не будут включаться расходы, связанные со строительством новых объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединят ЭПУ.

Если же дома удалены от сетей дальше, чем указанные расстояния, придётся дополнительно оплатить по стандартизированным тарифным ставкам затраты сетевой организации на строительство электросетевых объектов.

Дополнительные ограничения в применении тарифов изложены в условиях  подключения 15 кВт. Технологическое присоединение допускается:  

  1. только к линиям ЛЭП 0.4 кВ и ниже, а не  мощностью 20 кВ, как было разрешено прежде
  2. по 3 категории надёжности электроснабжения:
    • то есть от одного источника энергоснабжения 

Третья категория менее надёжная в сравнении с 1 и 2 категориями – из-за наличия только одного источника питания. Считается приоритетнее среди других категорий – в силу следующих факторов:

  • срок реации сетевой компании на аварию – 3 часа с момента аварии до момента подачи резервного питания
  • выход из строя трансформатора – явление настолько редкое, что этой вероятностью можно пренебречь
  • стоимость ТП по 3 категории обходится дешевле более чем на 50%, чем присоединение по 2 категории:
    • суммарно, с расходами на согласования и прочее
  • cрок ТП по 3 категории намного короче по времени:
    • с учётом сроков проектирования распределительной сети, согласования и т.д.

 

2.2. Подключение к электросетям ЭПУ юрлиц и ИП 
 

Стоимость работ по подключению к электросетям ЭПУ физических лиц рассчитывается как по стандартизированным ставкам, так и по ставке за 1 кВт присоединяемой мощности.

В случае подачи заявки юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, присоединяющих свои ЭПУ к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации

  • по 3 категории надёжности ЭПУ, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно 
  • на уровне напряжения 0.4 кВ и ниже
  • при условии, что расстояние от ЭПУ до ближайшего объекта электрической сети необходимого для заявителя класса напряжения составляетне более
    • далее 200 м – в городах и поселках городского типа
    • не более 300 м – в сельской местности

в состав платы за технологическое присоединение ЭПУ:

  1. не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства:
    • в случае присоединения ЭПУ к существующим объектам электросетевого хозяйства
  2. включается инвестиционная составляющая:
    • используется для покрытия расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства (и/или объектов электроэнергетики), к которым далее будет производиться присоединение ЭПУ
      • оплачиваются расходы, связанные со строительством
  3. величина инвестиционной платы – соответствующий процент от размера утверждённых стандартизированных тарифных ставок:
    1. в 2022 году – 50%
    2. с января 2023 года – 100%
  4.  с 1 июля 2024 года – снятие запрета на включение в состав платы за присоединение ЭПУ максимальной мощностью более 150 кВт  инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры 

Отмена беспроцентной рассрочки

  1. рассрочка платежа представляется только заявителям указанным в пункте 12.1 Правил:
    • физическим и юридическим лицам, ИП, подавших заявки на присоединение ЭПУ, мощность которых составляет свыше 15 кВт и до 150 кВт включительно
    • запрос на предоставление рассрочки платежа должен содержаться в заявке на ТП
  2. за предоставление рассрочки платежа за ТП (10% при заключении договора, 90% – после составления документов о присоединении в течение 3 лет) заявитель должен выплачивать проценты (пункт 12.2 Правил):
    • начисляются на остаток задолженности заявителя
    • подлежат оплате одновременно с очередным платежом, которым задолженность погашается частично или полностью
  3. размер процентов (в процентах годовых) за каждый день рассрочки определяется в размере действовавшей на указанный день ключевой ставки Центробанка РФ, увеличенной на 4 процентных пункта

Рассрочка платежа индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам не предоставляется при следующих условиях:

  • запрашивается ТП мощности до 150 кВт
  • по 3 категории надёжности
  • на уровне напряжения 0.4 кВ и ниже
  • при расстоянии до сетей:
    • не более 200 м в городе
    • не более 300 м в сельской местности

Итак, все будущие потребители электроэнергии:

  • граждане, ЭПУ которых расположены далее тех расстояний от сетей, что фигурируют в Постановлении №1178
  • юридические лица
  • индивидуальные предприниматели

должны учесть, что при технологическом присоединении своих ЭПУ им придётся оплачивать:

  • установку приборов учёта потреблённой электроэнергии (счётчики)
  • бюрократическое оформление процедуры технологического присоединения
  • «мероприятия последней мили» – включающие:
    • работу специалистов сетевой организации по прокладке сетей, установку оборудования
    • расходы на материалы, используемые при подключении ЭПУ к сетям сетевой организации

Цена вопроса по инвестиционной составляющей при технологическом присоединении ЭПУ мощностью 150 кВт:

  • до конца 2022 года – половина стоимости мероприятий
  • с 2023 года – все 100%

За просрочку исполнения обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, начисляется неустойка – в размере 0.25% от общего размера платы за каждый день просрочки (подпункт «в» пункта 16 Правил).

 

2.3. Тариф при ТП к электросетям ЭПУ для льготной категории заявителей 

 

Правила подключения к электросетям, действующие с 1 июля 2022 года, предусматривают льготу для граждан, нуждающихся в социальной поддержке, – пониженную тарифную ставку..

В 2022 году она установлена на уровне 1000 руб./кВт., при которой  подключение 15 кВт электрической мощности обойдётся в 15 тыс.руб. только для льготной категории заявителей:

  1. инвалиды и участники Великой Отечественной войны
  2. ветераны боевых действий
  3. жители блокадного Ленинграда и осаждённого Севастополя
  4. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  5. инвалиды I и II групп
  6. граждане, имеющие детей-инвалидов
  7. ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС
  8. граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и аварии в на производственном объединении «Маяк», произошедшей в 1957 году
  9. многодетные семьи
  10. малоимущие семьи, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума региона

Льготой можно воспользоваться только один раз в 3 года. Для её получения необходимо подтверждение статуса льготника.

Льготный тариф 1000 руб./кВт применяется при соблюдении условий, отмеченных выше:

  • минимальное расстояние до ближайшей ЛЭП мощностью 0.4 кВ и ниже:
    • не более 300 м – в городах и посёлках городского типа
    • не более 500 м – в сельской местности 
  • присоединяемая мощность – до 15 кВт
  • подключение по III категории надёжности

Льготный тариф подлежит ежегодной индексации.

 

2.4. Стандартизированные тарифные ставки

 

  • представляют собой расходы, которые сетевая компания несёт при выполнении работ по подключению нового абонента к электросетям применительно к одной точке присоединения –   примеру, такие ставки связаны с расходами:
    • на установку счётчика
    • на прокладку ЛЭП определённого типа до участка
    • на монтаж трансформаторной подстанции определённого типа
    • т.п. 
  • дифференцирутся следующим образом:
    • по категории присоединения
    • по уровню напряжения в точке присоединения
    • по мощности трансформаторных подстанций
    • по способу прокладки сети

Размер расходов утверждается региональными тарифным органом. В качестве базы применяется средняя стоимость соответствующих видов работ, выполненных электросетевой компанией за последние 3 года

Для физических лиц, подключающих мощность до 15 кВт, при расчёте цены подключения по стандартизированным тарифным ставкам учитываются расходы электросетевой компании:

  • на подготовку технических условий подключения
  • на оформление акта о выполнении технологического присоединения
  • на установку счётчика электроэнергии

Величина расходов на каждый вид работ отличается в каждом регионе. К тому же, сказывается различие расходов на установку счётчика – они зависят:

  • от типа прибора учёта
  • от вида подключения:
    • однофазное
    • трёхфазное 

При определении размера платы за подключение региональные власти ориентируются на параметры, приведённые выше, а также на затраты сетевых компаний.

С региональными документами, в соотвествии с которыми утверждаются стандартизированные ставки на подключение к электросетям, можно ознакомиться на различных ресурсах:

  • на сайте местного (регионального) тарифного органа
  • на портале официального опубликоввания документов
  • на сайтах электросетевых компаний региона 

 

2.5. Стандартизированные тарифы на подключение к электросетям в ряде крупнейшим по численности населения субъектах РФ

 

Размер стандартизированных ставок индексируется 1 января каждого года.

Срок действия стандартизированных ставок, установленных на 2022 год, – по 31 декабря 2022 года включительно. 

В 2022 году стандартизированный тариф на ТП в большинстве регионов составляет 3000 рублей. Тем не менее, есть примеры, где он заметно выше:

  1. Санкт-Петербург – 4 437 руб./кВт
  2. Ленинградская область – 8 700 руб./кВт
  3. Москва – 3 000 руб./кВт
  4. Московская область – 8 345.85 руб./кВт
    • ставки на расходы по выдаче ТУ и актов их выполнения  – в приложении №2
    • ставки на установку приборов учёта – в приложении №3
    • формула, по которой рассчитывается стоимость подключения физическими лицами мощности до 15 кВт,  –  в пункте 5 приложения №5
  5. Челябинская область – 5 423.11 руб./кВт
  6. Ростовская область – 5 303.76 руб./кВт
  7. Ставропольский край – 3 766 руб./кВт
  8. Краснодарский край – 3 000 руб./кВт
  9. Красноярский край – 3 000 руб./кВт
  10. Нижегородская область – 3 000 руб./кВт
  11. Новосибирская область – 3 000 руб./кВт
  12. Оренбургская область – 3 000 руб./кВт
  13. Пермский край – 3 000 руб./кВт
  14. Республика Башкортостан – 3 000 руб./кВт
  15. Республика Татарстан – 3 000 руб./кВт
  16. Самарская область – 3 000 руб./кВт
  17. Саратовская область – 3 000 руб./кВт
  18. Тюменская область – 3 000 руб./кВт  

Сравнивая совокупную стоимость подключения к электросетям мощности до 15 кВт (плата по стандартизированному тарифу), составляющую 130.5 тыс. руб. в Ленинградской области, со стоимостью, которую нужно уплатить в этом регионе по тарифу 3000 руб./кВт, – 45 тыс.руб., несложно сделать вывод о выгодном варианте оплаты технологического присоединения. 

Максимальная стоимость договора подключения в Московской области на 15 кВт с применением стандартизированного тарифа не может превысить 125 187.75 руб., включая при этом затраты::

  • на строительство объектов электросетевого хозяйства силами сетевой организации
  • на установку счётчика

Если необходимости в строительстве нет, то стоимость присоединения для граждан с установкой только счётчика составит 44 175.12 руб. Это также меньше, чем стоимость в 45 тыс.руб., рассчитанная по тарифу 3000 руб./кВт при присоединении 15 кВт. 

 

3. Расчёт платы за техприсоединение – задача сетевой организации

 

С 1 июля 2022 года сетевые компании применяют новый порядок расчёта стоимости технологического присоединения.

Для расчёта платы за ТП сетевая организация, получившая заявку на ТП обязана:

  • произвести расчёт платы за ТП в 2 вариантах (пункт 17 Постановления Правительства РФ № 1178 от 30.06.2022 и пункт 17 Правил):
    • исходя из стандартизированных тарифных ставок
    • по тарифу за 1 кВт
  • в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора о технологическом присоединении, предложить заявителю вариант, соответствующий минимальному размеру платы
  • заключить с заявителем договор на подключение ЭПУ – при условиях:
    • подтверждение согласия заявителя с вариантом осуществления платы за ТП и её размером
    • отсутствие возражений      

Претерпела изменение процедура подписания договора:

  1. срок направления возражений по договору присоединения
    • в течение 5 дней с момента получения договора в личном кабинете потребитель должен направить:
      • или мотивированное несогласие
      • или протокол разногласий
    • в противном случае признать, что договор «не такой», даже в суде будет очень сложно
  2. срок исковой давности – 6 мес.
    • если потребитель обнаружил несоответствия в действиях сетевой организации за пределами этого срока, суды будут отказывать в защите права

 

4. «Философские размышления»

 

Какими бы аргументированными ни были цели гигантского повышения тарифов за технологическое присоединение, изложенные в резонансном постановлении Правительства РФ №1178, изданном в пору фактического «истечения жизнеспособности» рейтинговой цены 550 руб. за почти бесплатное подключение к электросетям, вольно или невольно можно предположить наличие заинтересованности сетевых компаний в таком способе решения проблем.

Для Россетей «панацеей от всех бед» оказались: 

  • не субсидии сетевым организациям, которые можно было бы направить на развитие их инфраструктуры и погашение убытков
  • не компесационнык формы поддержки населения, компаний и ИП в условиях резкого повышения стоимости технологического присоединения, которые не лишили бы сетевые компании денежных потоков в достаточном объёме
  • не установление тарифных ставок 15–20 тыс.руб., которые были бы восприняты потребителями как более адекватные

а именно космические масштабы тарифов, «устремлённых в будущее» и поражающих любое воображение.

Не станет ли столь непопулярный способ «первой ласточкой» в череде иных задач инженерного обеспечения капитальных объектов при будущем строительстве в пользу естественных монополистов?

 

Полезно знать

 

  • Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ – здесь
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
  • Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь 
  • Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков – здесь
  • Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
  • Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
  • Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон ­– здесь
  • Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
  • ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь
  • Публично-правовая компания «Роскадастр» – начало эпохи электронного «единого окна» – здесь
  • Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2023 году – здесь
  • Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года – здесь
  • Надстройка этажей здания – вид реконструкции. Алгоритм подготовки документации для возведения надстройки – здесь

 


Поделиться:






наверх