Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах


Содержание

  1. Природные парки – «младшие братья» заповедников и национальных парков
  2. Юридический портрет природных парков
  3. Режим особой охраны
  4. Особенности зонирования территории природного парка
  5. Охранные зоны природных парков

Задачи, решаемые на созданных и формируемых особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в максимальной степени исключают возможность возникновения конфликтных ситуаций с собственниками земельных участков, попавших в их границы.

Вместе с тем, расположение земельного участка на территории природного парка или в его охранной зоне – причина ограничений в его использовании и застройке, а в ряде случаев – и в правах собственника на землю.

Каким образом природный парк влияет на эксплуатацию участков и как именно можно использовать наделы в его пределах, – тема настоящей статьи. 

Актуальные сведения об обременениях/ограничениях, установленных для участков в связи с их нахождением в функциональной зоне природного парка или в его охранной зоне, можно получить, подав запросы на предоставление выписки из ЕГРН или градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).           

 

1. Природные парки – «младшие братья»заповедников и национальных парков

 

Природные парки – обширные охраняемые территории природно-заповедного фонда регионов нашей страны, используемые не только в природоохранных целях, но и для организованного туризма.

Охарактеризовать их можно так: 

  • расположены на суше и акваториях, за пределами населённых пунктов и в их границах
  • обладают особенными качествами:
    • исключительной экологической чистотой
    • высокой степенью сохранности территории
    • репрезентативностью экосистем, связанной с наличием:
      1. изысканных элементов природы, придающих паркам неотразимую привлекательность, которая способна удовлетворить эстетические потребности людей
      2. многообразия живописных ландшафтов, сложившихся исторически, а не в результате человеческой деятельности
      3. редких и уязвимых видов растений и животных
  • относятся к объектам общенационального достояния (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ)

По занимаемой площади природные парки, являющиеся особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) регионального значения, могут быть меньше или сравнимы с федеральными гигантами – заповедниками и национальными парками.

По рангу природных парков в иерархии ООПТ они в большей степени приспособлены для людей – интенсивно используются в рекреационных целях (для организации отдыха и туризма), что в крупных природных комплексах возможно лишь на специально отведённых для этого частях их территорий.

Присущий природным паркам многогранный потенциал – естественная база для решения природоохранных, экологических, просветительских и многих других задач. Он такой же неисчерпаемый, как сама природа, заключённая в условные контуры участков суши/акваторий в границах каждого парка.

 

 

2. Юридический портрет природных парков

 

Правовая основа создания природных парков – нормативно-правовые акты Российской Федерации: 

  • Земельный кодекс РФ (статья 95)
  • ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995)
  • Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (утв. постановлением Правительства РФ (№138 от 19.02.2015)
  • соответствующие задачам охраны и развития ценных природных территорий:
    • законы субъектов РФ
    • приказы и распоряжения государственных органов управления

В соответствии с государственными требованиями к порядку организации деятельности ООПТ, определён юридический статус природных парков:

  1. являются ООПТ регионального значения (статья 18 Закона №33-ФЗ):
    • в территорию природных парков включаются природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность
  2. находятся в ведении субъектов РФ
  3. создаются как природоохранные рекреационные учреждения (пункт 8 статьи 95 ЗК РФ):
    • действуют на основе Положений о каждом конкретном природном парке:
      • каждое Положение утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (пункт 4 статьи 18 Закона №33–ФЗ)
    • пример – Положение о природном парке «Вепсский лес» в Ленинградской области 
  4. располагаются на землях, предоставленных управляющим учреждениям в бессрочное (постоянное) пользование – земля и природные ресурсы: 
    • относятся к собственности регионов
    • ограничены в гражданском обороте
  5. могут включать в границы своей территории земельные участки иных правообладателей:
    • без их изъятия у собственников, арендаторов, пользователей
  6. создаются для решения комплекса задач:
    • сохранение природной среды, ландшафтов, рекреационных ресурсов
    • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории 
  7.  используются:
    • в природоохранных, просветительских, научных, культурных, рекреационных и хозяйственных целях

Для земель особо охраняемых природных территорий (природных парков в том числе):

  1. градостроительный регламент не устанавливается (пункт 6 статьи 36 ГрК РФ):
  2. не применяются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), являющиеся документом, регламентирующим строительство и иную градостроительную деятельность

При планировании строительства на территории природных парков следует иметь в виду следущие обстоятельства:

  • наличие ограничений использования участков в границах ООПТ
  • вопросы охраны и защиты ЗУ, расположенных в границах ООПТ

Указанные особенности эксплуатации ЗУ, находящихся в пределах  природных парков, определяются положением о конкретной ООПТ (природном парке), утверждаемом органом государственной власти или местного самоуправления.

Положение может предусматривать основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков, в том числе, применительно к каждой функциональной зоне ООПТ.

Помимо задач, свойственных всем природным паркам, каждый из них, в силу индивидуальных особенностей:

  • местоположения
  • природных условий
  • истории раз­вития территории 

выполняет дополнительные обязанности. К примеру, природные парки, расположенные в популярных туристических/рекреационных районах или вблизи крупных агломераций, обеспечивают защиту:

  1. экосистем – от деградации вследствие рекреационных нагрузок (массовый отдых и туризм)
  2. природной среды – от негативного воздействии производств, лесного или сельского хозяйства 

Управляющее учреждение может заключать договоры/соглашения с другими физическими и юридическими лицами:

  • на осуществление отдельных видов деятельности по обеспечению функционирования природного парка
  • на выполнение отдельных мероприятий по обеспечению функционирования природного парка

 

3. Режим особой охраны природных парков

 

Главная особенность природных парков – сочетание создаваемого для  них компромиссного режима охраны уникальных ландшафтов с интенсивной рекреационной нагрузкой.

Для достижения оптимального эффекта в многопрофильной эксплуатации территории природного парка устанавливается дифференцированный режим охраны – с учётом природных, историко-культурных и социальных особенностей (статья 21 Закона №33-ФЗ):

  1. режим особой охраны территории:
    • включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения задач, стоящих перед парком
    • устанавливается исходя из требований природоохранного законодательства
  2. режим использования земель в границах природного парка:
    • определяется с учётом функционального зонирования его территории
    • устанавливает обязанность всех собственников и пользователей земель по соблюдению требований режима в соответствующей функциональной зоне 
  3. запрет/ограничение любой деятельности, которая может повлечь негативные последствия (статья 18 Закона №33-ФЗ):
    • изменение исторически сложившегося ландшафта
    • снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств ООПТ
    • нарушение режима содержания памятников истории и культуры, расположенных на территории парков
    • изменение целевого назначения земельных участков (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами
  4. порядок посещения парка:
    • с установлением лимитов:
      • на посещения парка
      • на передвижения и стоянки механизированных транспортных средств на территории – на основании научной оценки состояния природных и историко-культурных комплексов и объектов
    • с введением временных ограничений (исходя из реального состояния природных и историко-культурных комплексов и объектов при превышении лимитов):
      • на посещение парка и его отдельных участков
      • на передвижение и стоянку механизированных транспортных средств на территории природного парка и его отдельных участках
    • с установлением режима посещения и правил поведения на территории природного парка (статья 5.1 Закона №33-ФЗ_:
      • пребывание в отдельных зонах парка по специальным разрешениям
      • физические лица, не проживающие в населённых пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату
      • порядок определения платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством РФ
  5. режим охранной (буферной) зоны:
    • охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий
    • режим охранной зоны предусматривает:
      • основные ограничения хозяйственной и иной деятельности
      • основные виды разрешённого природопользования и иной хозяйственной деятельности

Границы природного парка, охранной (буферной) зоны и функциональных зон обозначаются на местности информационными щитами и аншлагами.

Положение о природном парке:

  • доводится до сведения населения – путём официального опубликования
  • направляется в администрацию муниципальных районов, на территории которых находится природный парк, – с целью размещения в местных средствах массовой информации

При нарушении режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации наступает административная и уголовная ответственность. Меры ответственности изложены в соответствующих статьях федеральных законов:  

  • статья 36 Закона №33-ФЗ
  • статья 262 УК РФ «Нарушение режима ООПТ и природных объектов»
  • статья 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях»

 

4. Особенности зонирования территории природного парка

 

Под функциональным зонированием территории понимается разделение её на участки:

  • с различным приоритетным назначением (функцией)
  • с различными режимами охраны и использования

Функциональное зонирование – инструмент управления территорией и ресурсами природного парка, применение которого обеспечивает:

  • оптимальное соотношение мер использования и особой охраны для объектов:
    • природно-территориальных комплексов в целом и отдельных сообществ
    • редких видов растений и животных
  • создание системы туризма и отдыха
  • снижение антропогенного воздействия на природные и историко-культурные комплексы парка – за счёт:
    • дифференцированной планировочной структуры
    • регулирования рекреационных потоков

При зонировании территории природного парка выделяются различные функциональные зоны, имеющие соответствующее назначение (пункт 1 статьи 18 Закона №33-ФЗ):

  • экологическое
  • культурное
  • рекреационное

Для каждой из функциональных зон устанавливаются:

  • запреты/ограничения экономической и иной деятельности
  • разрешённые виды деятельности
  • основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ)
  • параметры разрешённого строительства капитальных объектов – для зон, допускающих такое строительство

 

4.1. Состав функциональных зон

 

Количество функциональных зон в природном парке зависит:

  • от особенностей территории
  • от характера существующего использования

В территориях природных парков могут выделяться:

  • природоохранная зона 
    • для сохранения в естественном состоянии природных ландшафтов и их компонентов
    • для решения задач по восстановлению особо ценных природных комплексов
  • зона охраны историко-культурных комплексов и объектов
    • создаётся с целью сохранения
      • памятников истории и культуры
      • ландшафтных комплексов, на которых располагаются памятники истории и культуры
    • предназначена:
      • для решения задач по организации и проведению научных исследований
      • для учебно-просветительской деятельности (участки зоны  представляют интерес для организации полевой практики студентов (археологов, историков, этнографов) 
      • для обеспечения условий сохранения историко-культурных объектов и их комплексов в условиях использования в научно-просветительских и рекреационных целях
    • в пределах зоны запрещаются:
      • геологоразведочные работы
      • проведение научных исследований без специального разрешения окружного/областного/краевого государственного органа охраны памятников культуры и руководства природного парка
      • сбор предметов и исторических ценностей с поверхности и проведение несанкционированных раскопок 
  • рекреационная зона:
    • создаётся в целях:
      • обеспечения оптимальных условий для загородного отдыха населения
      • поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территории
    • предназначена для организации оздоровительного отдыха, совмещенного с познавательной, туристической, экскурсионной и другой деятельностью
  • зона ограниченного природопользования:
    • создаётся с целью исключения антропогенных воздействий на прилегающие особо охраняемые территории
    • предназначена для реализации целей землепользователей – в рамках специально установленного режима
    • запрещается любая деятельность:
      • изменяющая гидрологический режим
      • приводящая к коренным изменениям природного ландшафта
      • угрожающая снижением или уничтожением экологических, эстетических, рекреационных качеств природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов
  • иные зоны

 

4.2. Подзоны функциональных зон

 

В отдельных функциональных зонах могут дополнительно выделяться подзоны (или участки). Режим охраны таких подзон (или участков) может существенно отличаться от режима всей зоны. Пример этому – природный парк «Кондинские озёра»:

  • расположен в верхнем течении реки Конда в Ханты-Мансийском автономном округе Югра
  • является особо ценным и целостным природно-территориальным образованием
  • отличается высоким природным разнообразием и наличием:
    • редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных
    • ландшафтов
    • благоприятных условий для развития экологического туризма
  • предназначен для сохранения:
    • водной системы озёр Арантур, Понтур, Ранге-Тур Кондинского речного бассейна
    • прилегающих территорий с расположенными на них природными ландшафтами, памятниками археологии, истории и культуры

Особенность парка – расположение на его территории Тальникового газонефтяного месторождения, деятельность которого вызывает существенное негативное воздействие на природный комплекс:

  • нарушение гидрологического режима болотных экосистем – вследствие строительства линейных и площадных объектов
  • трансформация лесных и болотных экосистем – вследствие изменения режима почвенного увлажнения в результате водозабора из куртамышского пресноводного горизонта для целей ППД
  • изменение уровенного режима водных объектов, прилегающих к месту водозабора из куртамышского горизонта, – вследствие формирования воронки депрессии
  • повышение уровня содержания углеводородов во всех природных средах 

В природохранной зоне природного парка «Кондинские озёра» выделены 2 подзоны, соответствующие функциям территорий подзон, типичности и уникальности экосистем, особенностям их антропогенного нарушения (экологической ситуации):

  1. подзона особо охраняемых экосистем
    • предназначена для сохранения природных экосистем в процессе их естественного развития
    • обеспечивает сохранение биоразнообразия местных видов растений и животных
    • используется для проведения научных исследований, не приносящих ущерба природным и историческим объектам парка
  2. подзона природоохранного режима
    • обеспечивает сохранение естественного состояния экосистем
    • способствует процессам саморегуляции и восстановления природных ландшафтов
    • отличается наличием уникальных и типичных среднетаёжных природных комплексов, выполняющих разнообразные природные экологические функции, сохраняющие биоразнообразие территории:
      • водоохранные
      • стокорегулирующие
      • водозапасающие
      • биостационные
    • на территории подзоны запрещается любая деятельность, изменяющая гидрологический режим, влекущая за собой
      • разрушение почвенного и растительного покрова
      • изменение исторически сложившегося природного ландшафта
    • в пределах подзоны ограничивается проведение работ по освоению нефтяного месторождения:
      • не допускается обустройство и эксплуатация площадных объектов
      • проведение геологоразведочных работ и строительство коридоров коммуникаций разрешается на основе лицензирования недр с учётом особенностей установленного природоохранного режима

Для каждой из подзон природоохранной зоны установлены:

  • запреты и ограничения на ведение конкретных видов хозяйственной деятельности
  • виды разрешённой хозяйственной деятельности 

 

 

4.3. Примеры различия видов функциональных зон в разных природных парках 

 

При зонировании территорий природных парков выделяются то количество и те виды функциональные зоны, которые соответствуют

  • целям создания и задачам природного парка
  • особенностям природно-заповедного фонда в границах парка

 

1. Природный парк «Териберка»

 

В результате зонирования территории парка образованы две функциональные зоны (с определением параметров разрешённого строительства для той из них, в границах которой допускается строительство капитальных объектов): 

  1. природоохранная зона – предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии:
    • обеспечение научной деятельности (код 3.9)
    • природно-познавательный туризм (код 5.2)
    • деятельность органов ФСБ по решению (в пределах своих полномочий) задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (код 8.2)
  2. рекреационная зона:
    • общественное питание (код 4.6)
    • природно-познавательный туризм (код 5.2)
    • туристическое обслуживание (код 5.2.1)
    • общее пользование водными объектами (код 11.1)
    • благоустройство территории (код 12.0.2)
    • предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС::
      • минимальный отступ от границ участков за пределами которых запрещено строительство ОКС (зданий, строений, сооружений), – 5 м
      • предельная высота зданий, строений, сооружений от уровня земли до верхней отметки (конька скатной кровли) – до 12 м
      • максимальный процент застройки в границах ЗУ, определяемый как отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, – до 0.5%
    • деятельность органов ФСБ по решению задач, связанных  с обеспечением безопасности Российской Федерации (код 8.2)

Положением о природного парка «Териберка» дополнительно определены виды хозяйственной деятельности, запрещённые в природоохранной зоне (раздел 5.2.1 Положения о парке).

 

2. Природный парк «Бажовские места»

 

На территории парка выделены 4 функциональные зоны:

  1. зона интенсивной рекреации:
    • пригодна для развития экологического, спортивного и оздоровительного туризма
    • включает территории:
      • вдоль основных дорог
      • лежащие в непосредственной близости к наиболее посещаемым объектам – берега прудов, рек, озёр, живописные скалы, горные массивы и другие природные рекреационные комплексы
  2. зона регулируемого туризма:
    • открыта:
      • для свободного посещения
      • для непромышленного сбора ягод, грибов и т.д.
    • пригодна для развития:
      • пешего и конного спортивного туризма
      • экологического туризма
    • включает территории:
      • лежащие на относительном удалении от транспортных магистралей и водоёмов
      • традиционно используемые для массового отдыха
    • предусмотрено:
      • составление карт
      • устройство туристских троп
      • строительство кемпингов
      • иное
  3. зона ограниченного хозяйственного использования:
    • включает территории, предназначенные:
      • для создания благоприятных условий обитания и воспроизводства охотничьих животных
      • для ведения деятельности по достижению оптимальной плотности и регулированию численности объектов животного мира
    • обеспечивает доступ посетителей только по специальному разрешению
  4. зона любительской и спортивной охоты – включает территории, предназначенные:
    • для создания благоприятных условий обитания и воспроизводства охотничьих животных
    • для ведения деятельности по достижению оптимальной плотности и регулированию численности объектов животного мира, осуществлению любительской и спортивной охоты.

 

5. Охранные зоны природных парков

 

Охранная зона устанавливается положением об охранной зоне конкретного природного парка:

  1. утверждается органом государственной власти, принимающим решение о её создании
  2. определяет площадь и границы охранной зоны
    • сведения о площади и границах
      • подлежат внесению  государственного кадастра недвижимости (ГКН)
      • отображаются в выписках из ЕГРН о характеристиках земельных участков, расположенных в границах охранных зон
  3. пример:
    • постановление губернатора ХМАО-Югры «О создании охранной зоны природного парка «Кондинские озёра»» (№157 от 19.11.2020)

Цель установления охранных зон природных парков сформулирована в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (пункт 10 статьи 2) – предотвращение неблагоприятных антропогенных воздействий:

  • на природный парк
  • на памятники природы, расположенные на земельных участках и водных объектах, прилегающих к территории природного парка

Охранная зона природного парка:

  1. представляет один из видов ограничений прав на землю (статья 56 ЗК РФ)
  2. относится к ЗОУИТ (пункт 11 статьи 105 ЗК РФ)
  3. не может располагаться в границах (пункт 20 Правил создания охранных зон отдельных категорий ООПТ):
    • ООПТ федерального и регионального значения
    • охранных зон:
      • государственных природных заповедников
      • национальных парков
      • памятников природы федерального значения
      • внутренних морских вод Российской Федерации
      • территориального моря Российской Федерации

 

5.1. Режим охранной зоны

 

Возможности использования земельных участков и запреты на ведение отдельных видов деятельности в пределах охранной зоны определяются её режимом.

В границах охранных зон:

  1. запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы
  2. хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением:
    • положения о соответствующей охранной зоне
    • требований по предотвращению гибели объектов животного мира, которая может произойти: 
      • при осуществлении производственных процессов
      • при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и ЛЭП
      • примечание:
        • требования утверждаются в соответствии со статьёй 28 ФЗ «О животном мире) 

Земельные участки, оказавшиеся в границах охранной зоны природного парка:

  1. не изымаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов
  2. должны использоваться с соблюдением особого правового режима, установленного для таких земельных участков

 

Другие статьи по теме «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»
 

  1. Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ 
  2. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – категории, режимы особой охраны
  3. Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников 
  4. Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков
  5. Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием
  6. Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон
  7. ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков 

 

Полезно знать

 

  1. Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
  2. Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
  3. Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
  4. Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
  5. Вспомогательные строения и сооружения. Строительство без РНС и уведомлений – 2023 – здесь
  6. Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь
  7. Туризм и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – с 1 сентября 2023 года – здесь
  8. Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2023 – здесь
  9. Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
  10. Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь 

Поделиться:






наверх