Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – категории, режимы особой охраны


Содержание

  1. Миссия особо охраняемых природных территорий
  2. Категории ООПТ
  3.  Виды деятельности, запрещённые на землях ООПТ
  4. Разрешённое использование земельных участков в составе ООПТ
  5.  Охранные зоны ООПТ
  6. Зонирование ООПТ
  7. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территорий
  8. Порядок посещения ООПТ 

 

1. Миссия особо охраняемых природных территорий 

 

В природно-заповедном фонде Российской Федерации огромное значение имеют особо охраняемые природные территории (ООПТ), представленные:

Созданные ООПТ препятствуют негативным процессам, ведущим к деградации биосферы. Им отведены важные научные и социально-культурные функции. 

Особо охраняемые природные территории:

  • являются полигонами для изучения естественных экосистем
  • служат центрами сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира
  • способствуют развитию экологической культуры населения 

Формирование особо охраняемых природных территорий и регулирование хозяйственной деятельности в их границах обеспечивает законодательная база:

  • Земельный кодекс РФ:
  • Градостроительный кодекс РФ:
  • ФЗ  «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.2002)
  • ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях (№33 от 14.03.1995) 
  • ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 505-ФЗ от  30.12.2029)
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (№138 от 19.02.2015 
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (№ 48 от 18.12.1991)   

Главный «охранник» особо охраняемых природных территорий – государство (Правительство РФ). Его уполномоченный орган в сфере охраны природы – Министерство по природным ресурсам и экологии РФ. Не только потому, что вопросу защиты природных совершенств от полного исчезновения необходимо уделить максимум внимания, но и для того, чтобы восхищаться ими довелось не только нам, современным жителям страны, но и нашим далёким потомкам.

Это достойная российская традиция. Она сложилась больше века назад – после открытия в Бурятии первого заповедника в России, состоявшегося 11 января 1917 года:

  1. Баргузинский заповедник был создан на государственных землях
  2. занимал и занимает территорию возле озера Байкал, на западных склонах Баргузинского хребта:
    • в местах обитания чёрного баргузинского соболя – фаворита пушного царства
  3. Был основан в целях защиты ценного зверька от полного уничтожения:
    • в начале прошлого столетия экспорт пушнины оставался важной статьей дохода государства:
      • мягкий, густой, шелковистый и долговечный мех соболя ценился в буквальном смысле на вес золота
      • шкурками соболя расплачивались в торговых сделках и платили налоги
    • из-за неограниченного отстрела баргузинский соболь, некогда заселявший огромную территорию от Северного Приуралья до Сахалина, оказался на грани исчезновения
    • на момент создания заповедника насчитывалось всего 20-30 особей, в настоящее время – 1-2 особи на 1 км2
    • баргузинский соболь в наше время остаётся самым маленьким и ценным хищником в мире

 

Баргузинский соболь

 

Состояние Баргузинского заповедника в наше время

 

Прошло 106 лет с момента создания, но этот старейший охотничий заповедник действует по сей день:

  1. общая площадь – 366 868 га
  2. находится вдали от людей, на северо-восточном берегу древнего озера со стороны Бурятии
  3. природа сохранила свою первозданность
  4. всей территории обеспечили защиту, а туристам – условия для наблюдений за животными в естественной среде обитания:
    • 523 озера, сотни редких растений и животных, россыпи горных вершин, свежий воздух и тишина
    • волки, лисы, росомахи, зайцы, медведи, лоси и олени – полноправные хозяева здешнего леса:
      • в заповеднике насчитывают 41 вид млекопитающих, 281 вид птиц, 6 видов рептилий, 3 вида амфибий, 46 видов рыб и свыше 800 видов насекомых
      • есть эндемик, самый милый символ Байкала – нерпа
  5. поразительное богатство растительного пояса:
    • на побережье Байкала – лиственничные леса (берёза, шиповник, ольха)
    • в таёжной полосе – северные деревья: сосна, кедр
    • в горах Баргузинского хребта – мхи и лишайники
  6. великолепные альпийские луга, любоваться которыми лучше издалека – зона почти непроходимая, очень много кустарников
  7. богатая местная флора:
    • легендарные растения, пережившие времена оледенения – подмаренник трёхцветковый, гроздовник ланцетовидный, болотный ужовник обыкновенный
    • абсолютно новые растения – мятлик Смирнова, астрагал трёхграноплодный, черноплодник щетинистый
  8. величественный Баргузинский хребет открывает потрясающие виды на нетронутые земли и царит в ландшафте заповедника
  9. для охраны всей территории установлено «ядро» – участки земли, где категорически запрещено вести хозяйство
  10. в таких заповедных местах разрешён только познавательный туризм и некоторые виды природопользования для нужд местных жителей:
    • чтобы увидеть нетронутую природу вживую, нужно получить разрешение администрации заповедника
    • посещать можно только те участки заповедника, которые указаны в разрешении
    • туристический сезон длится с июня по сентябрь

 

Баргузинский заповедник

 

1.1. Заповедная система России

 

На момент организации Баргузинского заповедника Императорским Русским географическим обществом уже была разработана схема развития географической сети заповедников страны. В ней описывались 46 природных объектов, что положило начало формированию российских заповедной системы.

В наше время заповедная система России охватывает практически все типы уникальных и наиболее примечательных ландшафтов, не нарушенных деятельностью человека. Это одно из наиболее значимых достижений нашей страны в области охраны её природных богатств.

Несмотря на различия в значении, категориях и режиме, все ООПТ образуют единую систему, выполняющую основополагающую задачу — сохранение природы для настоящего и будущих поколений.

Сегодня в России функционируют:

  • 108 государственных природных заповедников
  • 63 национальных парка
  • 57 федеральных заказников
  • 17 федеральных памятников природы
  • более 12 000 природных парков, заказников, памятников природы и других территорий, находящихся под защитой на региональном уровне
  • морские акватории в составе заповедников, национальных парков и федеральных заказников занимают площадь в 190 тыс. кв.км

Эти ценнейшие территории стали едва ли не последним пристанищем для таких уникальных видов животных, как амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, даурский журавль и многих других. Благодаря созданию ООПТ были спасены от угрозы исчезновения зубр, соболь, бобр и места их обитания.

 

1.2. Современные ООПТ

 

Деятельность ООПТ и результаты, достигнутые ими, позволяют создать современный штрих-портрет особо охраняемых природных территорий: 

  1. ООПТ – общенациональное достояние России (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ): 
    • перечень особо охраняемых природных территорий – на сайте ООПТ России 
    • количество – более 13 тысяч
    • площадь – 232.5 млн га (с учётом морской акватории)
      • составляет 13.6% от площади территории страны
  2. расположены:
    • на участках земли
    • на части водной поверхности и воздушного пространства над ними
  3. обладают:
    • неповторимостью
    • бережно хранимыми естественными ценностными особенностями
  4. отличаются уникальным разнообразием:
    • природные и культурные ландшафты
    • береговые зоны
    • речные и морские акватории
    • одиночные природные объекты и комплексы 
    • редкие представители растительного и животного мира и среда их обитания, находящиеся под угрозой исчезновения
    • геологические, минералогические и палеонтологические объекты
  5. имеют исключительно важное значение для общества:
    • научное
    • культурное
    • эстетическое
    • рекреационное
    • оздоровительное

В настоящее время на ООПТ возложены многопрофильные задачи: 

  • охрана участков с ненарушенной природой
  • научные исследования
  • сохранение биоразнообразия
  • поддержание экологического баланса
  • охрана природных и специфических культурных объектов
  • поддержание служб по охране среды
  • туризм и рекреация
  • экологическое образование и воспитание
  • сохранение культурных объектов и традиционных способов использования земель

Сохранение и развитие ООПТ – одно из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации. Оно связано с увеличение площадей ООПТ, обеспечением режима их особой охраны.

Для создания новых и расширения существующих земель ООПТ органы власти субъектов РФ вправе принимать решения (пункт 5 статьи 95 ЗК РФ)

  • о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий с последующим изъятием таких земель
  • об ограничении на землях ООПТ хозяйственной деятельности

 

1.3. Полномочия властей в вопросах создания ООПТ 

 

Земли особо охранных природных территорий находятся в государственной, региональной, муниципальной собственности.  

Допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих на праве собственности (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ):

  • гражданам
  • юридическим лицам

В зависимости от ранга принадлежности природных территорий и объектов решение о создании ООПТ принимают:

  1. государство – для ООПТ федерального значения:
    • за охраняемые территории федерального значения отвечает Минприроды России
    • согласовывает решения о создании особо охраняемой природной территории, об установлении/изменениии режима особой охраны ООПТ регионального значения (пункт 6 статьи 2 ФЗ №33):
      • с Росприроднадзором
      • с Минобороны РФ и подведомственными ему 
        федеральными службами по военно-техническому сотрудничеству, по оборонному заказу, по техническому и экспортному контролю и др.:
        • если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли, другие природные ресурсы, предоставленные для нужд ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов
  2. власти субъектов РФ – для ООПТ регионального значения:
    • за территории регионального уровня отвечают соответствующие подразделения администраций регионов
      • министерства
      • департаменты
      • управления
  3. местные власти – для ООПТ местного значения:
    • администрации муниципальных образований управляют природными территориями местного значения
    • создают ООПТ на земельных участках (ЗУ), находящихся в собственности соответствующего муниципального образования:
      • если площадь создаваемой ООПТ будет более чем 5% от общей площади ЗУ, находящихся в собственности муниципального образования – решение о создании согласовывается с органом госвласти соответствующего субъекта РФ (пункт 8 статьи 2 ФЗ №33)
    • на основании утверждённых Положений о соответствующей ООПТ органы местного самоуправления решают вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов ООПТ, расположенных:
      • в границах населённых пунктов поселения
      • в границах городского округа

Обязательное приложение к решению властей о создании ООПТ – сведения о границах такой территории, которые должны содержать (пункт 12 статьи 2 закона №33–ФЗ): 

  • графическое описание местоположения границ
  • перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН

 

2. Категории ООПТ 

 

С учётом ценности и особенностей режима охраны ООПТ выделяют следующие категории таких территорий (статья 95 ЗК РФ):

  1. государственные природные заповедники (ГПЗ)
  2. национальные парки
  3. природные парки
  4. государственные природные заказники
  5. памятники природы
  6. дендрологические парки и ботанические сады
  7. иные категории особо охраняемых природных территорий, установленные решениями органов власти регионов или местного самоуправления

Категории ООПТ отличаются друг от друга значением, задачами, особенностями режима охраны, перечнем видов деятельности, разрешённой на их территории.

 

2.1. Статусы ООПТ

 

По значению особо охраняемые природные территории разделяются на:

  • ООПТ федерального значения – в собственности Российской Федерации
  • ООПТ регионального значения – в собственности субъектов РФ
  • ООПТ местного значения – в собственности муниципальных образований

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.

Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ:

  • федерального значения
  • регионального значения

Природные парки являются ООПТ регионального значения.

Субъекты РФ вправе устанавливать категории особо охраняемых природных территорий, не предусмотренные законом №33–ФЗ (пункт 3 статьи 2):

  • иные категории
  • региональные категории

Для каждой отдельной ООПТ разрабатывается:

  • Положение:
    1. о государственном природном заповеднике
    2. о национальном парке
    3. о природном парке
    4. о государственном природном заказнике
    5. о памятникн природы федерального значения
    6. о дендрологическом парке федерального значения
    7. о ботаническом саде федерального значения  
  • паспорт ООПТ:
    • памятника природы регионального значения
    • дендрологического парка регионального значения
    • ботанического сада регионального значения

Примеры:

  1. Положение о государственном природном заповеднике «Бастак» – раположен  на территории Облученского, Биробиджанского и Смидовичского районов Еврейской автономной области
  2. Положение о национальном парке «Русский Север» – расположен на территории Кирилловского района Вологодской области
  3. Положение о природном парке регионального значения «Полуострова Рыбачий и Средний», расположенного в Печенгском районе Мурманской области на территории полуостровов Рыбачий и Средний
  4. Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Кижский» – расположен на территории Медвежьегорского района Республики Карелия
  5. Паспорт на памятник природы регионального значения «Река Величка» – расположен  в Выборгском районе Ленинградской области вблизи поселка Заречье
  6. Положение о дендрологическом парке федерального значения «Дендрарий» – расположен в Хостинском районе муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края 
  7. Паспорт на ООПТ регионального значения «Железногорский дендрологический парк» – расположен в Курской области, в городе Железногорск 
  8. Положение о Ботаническом саде Петра Великого как особо охраняемой природной территории федерального значения – расположен в Санкт-Петербурге
  9. Паспорт на памятник природы регионального значения «Ботанический сад Нижегородского университета» – расположен на юго-восточная окраине города Нижнего Новгорода, при посёлке Дубенки, на землях ФГАОУ высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

3. Виды деятельности, запрещённые на землях ООПТ

 

Градостроительным кодексом РФ определено, что для земель ООПТ не устанавливается градостроительный регламент, в том числе, не применяются Правила землепользования и застройки, являющиеся важнейшим документом, регламентирующим строительство и иную градостроительную деятельность (пункт 6 статьи 36). 

На землях ООПТ федерального значения запрещаются (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ): 

  1. предоставление ЗУ:
    • для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
    • для индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства – за пределами населённых пунктов, включённых в состав ООПТ
  2. строительство в границах ООПТ:
    • автомобильных дорог
    • трубопроводов
    • ЛЭП
    • других коммуникаций
  3. в случае зонирования ООПТ – запрет:
    • на строительство действует в границах её функциональных зон, режим которых запрещает размещение соответствующих объектов
    • на строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с  деятельностью, разрешённой для ООПТ 
      движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием ООПТ
  4. прогон скота вне автомобильных дорог
  5. иные виды деятельности, запрещённые федеральными законами 

Запрещена приватизация ЗУ, расположенных в границах:

  • государственных заповедников 
  • национальных парков:
    • кроме случаев, предусмотренных ФЗ  «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03. 1995) 

Запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ, на землях:

  • государственных природных заповедников (в том числе биосферных)
  • национальных парков
  • природных парков
  • государственных природных заказников
  • памятников природы
  • дендрологических парков и ботанических садов

включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась ООПТ (пункт 3 статьи 95 ЗК РФ)

В пределах земель ООПТ не допускается (пункт 3 статьи 95 ЗК РФ):

  • изменение целевого назначения земельных участков
  • прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению земли

Примечание

Детальная картина запрещённых и разрешённых видов деятельности представлена в Положениях об ООПТ каждой категории – в разделе «Режим особой охраны территории».

К примеру, в Положении о национальном парке «Русский Север» содержатся запреты:

  • на деятельность, влекущую за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений
    • но за исключением данной деятельности в границах населённых пунктов, включённых в состав национального парка
  • на изменение гидрологического режима земель и водных объектов
  • на предоставление на территории национального парка ЗУ для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства,
    • но за исключением предоставления таких земельных участков, которые расположены в границах населённых пунктов, включённых в состав национального парка
  • на строительство магистральных дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов:
    • но за исключением объектов:
      1. туристской индустрии
      2. музеев
      3. информационных центров
      4. объектов, связанных:
        • с функционированием национального парка
        • с обеспечением функционирования расположенных в его границах населённых пунктов
  • на заготовку лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), лекарственных растений, пригодных для употребления в пищу
    • но за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд
  • т.д.

 

4. Разрешённое использование земельных участков в составе ООПТ

 

Положением об особо охраняемой природной территории:

  • определяются основные виды разрешённого использования ЗУ, расположенных в границах ООПТ
  • предусматриваются вспомогательные виды разрешённого использования ЗУ

Если в ООПТ выделяются функциональные зоны, то основные и вспомогательные виды использования ЗУ устанавливаются для каждой из функциональных зон.

В том случае, когда разрешённое использование земельных участков, расположенных в границах ООПТ, допускает строительство, положением устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства/реконструкции капитальных объектов – к примеру, Положением от ГПЗ «Утриш» установлены:

  1. параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС: 
    • минимальный отступ от границ ЗУ в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство ОКС – 5 м
    • предельное количество этажей зданий, строений, сооружений – не выше  2 надземных этажей
    • максимальный процент застройки в границах земельного участка – 20%
      • определяется как отношение суммарной площади ЗУ, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка
  2. требования к подготовке проектной документации и порядку получения разрешения на строительство ОКС:
    • проектная документация ОКС подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня
    • разрешения на строительство/реконструкцию ОКС, планируемых в границах заповедника и на ввод в эксплуатацию данных объектов выдаются Минэкологии РФ

 

4.1. Оборотоспособность ЗУ иных собственников в составе ООПТ 

 

Земельные участки в границах ООПТ могут быть изъяты у собственников, владельцев и пользователей этих участков – в случае объявления территории: 

  • государственным природным заказником
  • природным комплексом
  • объектом памятника природы и территории памятника природы

В границах национальных и природных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

Государственные учреждения субъектов РФ, осуществляющие управление природными парками, получают в постоянное (бессрочное) пользование:

  • земельные участки, расположенные в границах природных парков
  • земельные и лесные участки, находящиеся в границах:
    • дендрологических парков
    • ботанических садов

Изменение целевого назначения земель и земельных участков:

  • запрещается:
    • в границах государственных природных заповедников
  • запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в границах:
    • национальных парков
    • природных парков

Гражданский оборот земельных участков и природных ресурсов:

  • земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников и национальных парков:
    • находятся в федеральной собственности
    • не полежат отчуждению (то есть не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок)  
  • природные ресурсы, расположенные в границах природных  и дендрологических парков, ботанических садов:
    • ограничиваются в обороте (то есть не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами)

 

5. Охранные зоны ООПТ

 

Действенным правовым механизмом, позволяющим предотвратить неблагоприятные антропогенные воздействия:

  • на ООПТ отдельных категорий
  • на прилегающие к таким ООПТ земельные участки, водные объекты

стало создание охранных зон для отдельных категорий ООПТ с введением  в их границах запрета на деятельность, оказывающую негативное воздействие на природные комплексы охраняемых территорий (пункт 4 статьи 95  ЗК РФ).

Охранные зоны и округа могут создаваться для любых земель ООПТ, в том числе в случаях, когда обязательность их установления не предусмотрена законодательством.

Охранные зоны ООПТ, представляющие собой один из видов ЗОУИТ (зон с особыми условиями использования территории) – пункт 11 статьи 105 ЗК РФ:

являются:

  1. одной из мер охраны ООПТ:
    • государственных природных заповедников
    • национальных парков
    • природные парки
    • памятники природы федерального значения
  2. элементом правового режима земель ООПТ

Решения о создании охранных зон с установлением их размеров для:

  • государственных природных заповедников
  • национальных парков
  • памятников природы федерального значения

принимаются Минприроды России (пункт 9 Правил создания охранных зон ООПТ).

Охранные зоны указанных ООПТ не могут быть расположены в границах ООПТ федерального значения.

Минимальная ширина охранной зоны – 1 км:

  1. для государственного природного заповедника
  2. для национального парка

Земельные участки, которые оказались включенными в границы охранной зоны ООПТ (пункт 3 Правил создания охранных зон ООПТ):

  1. не изымаются у правообладателей:
    • собственников
    • землепользователей
    • емлевладельцев
    • арендаторов 
  2. должны использоваться правообладателями с соблюдением особого правового режима,  установленного для таких ЗУ 

 

5.1. Режим охранной зоны ООПТ

 

  • Устанавливается положением об охранной зоне конкретной территории:
    • государственного природного заповедника
    • национального парка
    • природного парка
    • памятника природы
  • Утверждается органом государственной власти, принимающим решение о создании охранной зоны.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы ООПТ.

 

5.2. Особые условия использования земельных участков и режим охранной деятельности в охранных зонах ООПТ

 

Создание охранных зон ООПТ осуществляется без изъятия у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Права граждан и юридических лиц на земельные участки сохраняются, но с ограничениями – в виде особых условий использования ЗУ и режима охранной деятельности в охранных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Установление охранных зон ООПТ оказывает существенное влияние на правовой режим земельных участков, находящихся в их границах:

  1. несмотря на то, что оборотоспособность ЗУ ограничена, они:
    • не изымаются из оборота
    • не выкупаются из частной собственности
  2. при сохранении основных индивидуальных характеристик ЗУ:
    • вводятся ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности на земельных участках
    • возникает необходимость дополнительного согласования с органами государственной власти порядка осуществления хозяйственной и иной деятельности на земельных участках
  3. изменения, связанные с установлением охранных зон, влекут изменение кадастровой и рыночной стоимости земельных участков:
    • следствие – появление у правообладателей ЗУ права требовать от органов государственной власти  возмещения понесённых убытков и упущенной выгоды в связи с установлением ЗОУИТ (охранной зоны ООПТ) – в соответствии с земельным законодательством (статья 57.1 ЗК РФ)

 

6. Зонирование ООПТ

 

Фукциональное зонирование ООПТ – метод управления и ведения хозяйства:

  • регулирует типы воздействия со стороны различных групп посетителей, местного населения и хозяйствующих субъектов
  • определяет целесообразность установления в границах ООПТ дифференцированного режима охраны и использования территории с учётом природных, исторических и иных условий
  • представляет собой проектно-планировочный процесс, направленный на решение многих задач:
    • устойчивое социально-экономическое развитие территории, основа которого – природный и культурно-исторический потенциал
    • создание дифференцированной планировочной структуры в ООПТ
      • национальные парки
      • природные парки
      • дендрологические парки и ботанические сады
    • эффективное функционирование службы охраны и административно-хозяйственных подразделений по сохранению природных и культурно-исторических достоинств территории и их рациональному использованию
    • регулирование потоков посетителей в целях снижения антропогенного воздействия на природные комплексы, культурно-исторические объекты на территории

При зонировании ООПТ:

  1. выделяются функциональные зоны
  2. положением об ООПТ для каждой из функциональных зон устанавливается режим особой охраны

Особенности режимов функциональных зон ООПТ изложены в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях (№ 33 от 14.03.1995):

  • в национальных парках –  статья 15
  • в природных заказниках – статья 21  (пункт 2)
  • в дендрологических парках и ботанических садах –  статья 29 (пункт 2)

Для национального парка, к примеру, обязательным зонированием предусматривается выделения следующих функциональных зон:

  • заповедная
  • туристическая (для экскурсий)
  • рекреационная (для музеев, инфоцентров и других объектов)
  • историко-культурная (если есть памятники)
  • хозяйственная (в том числе жилой)
  • зона традиционного природопользования коренных малочисленных народов

 

7. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территорий

 

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях

  • государственных природных заповедников
  • национальных парков
  • природных парков
  • государственных природных заказников а также на территориях, на
  • памятников природы
  • иных ООПТ
  • охранных зон ООПТ

влечёт ответственность нарушителей – административные штрафы, с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой:

 

Порядок посещения ООПТ 

 

Посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с режимом особой охраны, установленным для таких территорий (статья 5.1 закона №33–ФЗ):

  1. физические лица могут посещать особо охраняемые природные территории:
    • с соблюдением режима особой охраны, установленного для таких территорий
  2. физические лица, не проживающие в населённых пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории:

Порядок определения платы, а также случаи освобождения от её взимания устанавливаются Правительством РФ. 

Посещение особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется на основании разрешений учреждения, управляющим ООПТ (пример). 

 

Продолжение

 

  1. Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ 
  2. Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников
  3. Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков
  4. Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах
  5. Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием
  6. Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон 
  7. ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков 

 

Полезно знать

 

  1. Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
  2. Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
  3. Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
  4. Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
  5. Вспомогательные строения и сооружения. Строительство без РНС и уведомлений – 2023 – здесь
  6. Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь
  7. Туризм и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – с 1 сентября 2023 года – здесь
  8. Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2023 – здесь
  9. Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
  10. Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь 

 


Поделиться:






наверх