Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников


Содержание:

  1. Исторические вехи
  2. Государственные природные заповедники – эталоны девственной природы
  3. Правовой статус ГПЗ
  4. Режим особой охраны территории заповедников
  5. Охранная зона ГПЗ
  6. Правила посещения государственных природных заповедников

 

1. Исторические вехи

 

Слово «заповедный» издавна используется в русском обиходном и официальном языках. Оно произошло от церковно-славянского «заповедь»:

  • за́повѣдь – краткое назидание, наставление от лица Бога
    заповѣ́даю – распоряжаюсь, увещеваю, убеждаю, предписываю, утверждаю, приказываю, утверждаю 
    заповѣ́дный – относящийся к заповеди, неприкосновенный, запретный 

Владимир Иванович Даль, русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач, в своём непревзойдённом по объёму «Толковом словаре живого великорусского языка», на составление  которого у него ушло 53 года, сделал следующие пояснения:

  • «заповедывать» (или «заповеда́ть») – повелевать, предписывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению
  • заповеда́ть лес – запретить в нём рубку:
    • «это делается торжественно: священник с образами или даже с хоругвями обходит его при народе и старшинах, поют «Слава в вышних» и запрещают въезд на известное число лет»
  • заповедник – заповедный лес, роща, где рубка заповедана, запрещена:
    • «Заповедного не трогать. Чур, заповедано. Помни праотцов: заповедного не тронь!»

Необходимость упорядочения природопользования появилась на Руси ещё в древности – во времена Ярослава Мудрого, повелевшего в 1016 году издать письменный свод законов и судебных норм «Русская Правда» (в виде  Грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем). В нём, в частности, шла речь и об ограничениях промысла диких зверей и птиц, а их незаконная добыча сурово каралась. Добывать птенцов разрешалось только особым «кречатьим помытчикам» (людям, которые отлавливали пернатых хищников – кречетов и соколов – для царского двора и обучали их охоте), целовавшим крест в том, что все добытые птицы будут доставлены царю. Так родился прообраз российских заповедников.

Спустя несколько сотен лет, уже в реформах Петра Первого, огромное по масштабу внимание было уделено многим вопросам охраны природы России – в общегосударственных интересах.

Проблем охраны почв и воздуха тогда ещё не существовало. В царских указах, проведённых через Сенат, и именных (составленных и подписанных царём единолично), более всего говорится  об охране лесов, зверей, птиц, рыбы, водных ресурсов, недр. Не было забыто даже городское озеленение.

Петру было понятно водоохранное значение леса Он постоянно уделял внимание сохранности приречных лесов, независимо от того, были они пригодны к корабельному делу или нет.  Одно из указаний такого рода: «От Санкт-Петербурга до реки Славянки, по обе стороны Невы реки, лесов не рубить, уступая от берегов по тысяче сажен».

Значение леса в хозяйстве страны было столь большим, что в 1722 году Пётр учредил Вальдмейстерскую канцелярию при Адмиралтейской Коллегии. Так впервые была создана самостоятельная система управления лесным хозяйством – прообраз министерства.

Пётр подписал Указ, запрещавший помещикам, под угрозой наказания, на их собственной земле рубить дубовый лес без позволения чиновника Вальдмейстерской канцелярии. С точки зрения крупных землевладельцев, Указ был «кощунственный» и неминуемо вызвал недовольство – из-за посягательство на собственность.

Была составлена инструкция о порядке рубки лесов:

  • все они разделялись на заповедные (1 категория) и незаповедные (2 категория)
  • рубки разрешались только в лесах второй категории

Пётр сам выделил заводчикам в собственность леса – как резерв топлива. Было велено:

  • разделить все эти леса на 25–30 лесосек
  • в год вырубать не более одной лесосеки
  • запретить переводить лесную вырубку в другой вид угодий, запахивать под поле или застраивать
  • «запускать» вырубку лесной порослью и «того молодого леса ни на какие нужды не давать, а беречь, пока в годность придёт»

Русский царь навёл порядок в лесопользовании, однако сам факт проявления такой заботы говорил о том, что запасы леса уже тогда не казались ему безграничными. Лес нужно было восстанавливать. Пётр  писал об этом в указах.

В 1709 году, по указанию Петра, к заповедным корабельным дубравам был отнесён Шипов лес в Воронежской области. В настоящее время около 30% его посадок составляют дубы. 

Пётр запрещал  обрабатывать привозной лес возле рек, «чтобы от тех щеп и сору оные речки не засаривались»:

  • Нева и другие реки столицы были предметом особой заботы царя – именным Указом Пётр распорядился:
  • «Всяких чинов люди отнюдь никакого помёту и сору на Неве и на другие реки из дворов своих вывозить не дерзали и в те реки не бросали, для того, что такими помётами те реки засариваются»:
    • «За такую Его Царского Величества Именному Указу противность (за вывоз и за метание в реки помёту и мусору) высших персон служителям, а низшим самим учинено будет наказание – биты кнутом и сосланы будут на вечную каторжную работу»

Первые заповедники, в которых строго охранялись территория и самый лес, были созданы именно Петром. Заповедных лесов было много – особенно по Волге, ниже устья Оки. Штрафы за порубку деревьев в них устанавливались в 2–3 раза выше, чем в других местах. Будучи в Казани, царь сам осматривал здешние леса и учредил казанского вице-губернатора главным над ними.

Пётр Первый заповедовал не только леса, рощи, но и отдельные виды деревьев: дуб, ильм, вяз, ясень, карагач, лиственницу, сосну от 12 вершков. Эти деревья не разрешалось рубить в полосе на 50 вёрст от больших рек и на 25 вёрст от малых. В инструкции «О хранении заповедных лесов» (1732 год) говорилось, что за каждый незаконно срубленный дуб нужно брать штраф 15 рублей, «а за многую заповедных лесов посечку присылать на каторгу».

Большая часть населения того времени была неграмотна. Поэтому, «дабы впредь неведением указов никто не отговаривался», Пётр Первый повелел «читать оный указ в церквах все воскресные дни приходским людям». А в сёлах и деревнях, около которых находятся заповедные леса, «поставить столбы высокие, прибить к ним копии указа о наказаниях за посечку в лесах заповедных», и так прибить, «чтобы водою от дождя и зимою от снега оные листы не тратились».

Завершая экскурс по историческим вехам, можно констатировать, что во многом природоохранные положения сводов древнерусских законов и реформ Петра Великого заложили основы современного законодательства об охране заповедных земель. Эмоции праотцов, вызывавшиеся жёсткими мерами наказания за нарушение режимов их особой охраны, словно «перекочевали» из прошлого в настоящее:)

Но и без погружения в историю появления российских природных заповедников любому здравомыслящему человеку вообще-то понятно, что защита  самых ценных природных уголков страны – не проблема, которая требует поиска решений. Это исторически сложившиеся опыт, практика и понимание обществом необходимости сохранения матушки-природы. Она дала жизнь человеку, удивительным животным, прекрасным растениям, обитателям морей, рек, озёр, болот, подарила людям живописные пейзажи, чистое небо, радугу, красоту горных вершин, журчание ручьёв, пение птиц.

Всё в Природе взаимосвязано. Мы – не последние жители Земли и не единственные живые организмы на планете. Наши дети, внуки, далёкие потомки должны увидеть всё то, что восхищает нас и позволяет Жить. Пусть это продолжается как можно дольше. Мы умеем заботиться о Природе, даже если у нас есть огромная масса недостатков и не всегда хватает сознательности, укрепить которую способны Законы.

 

2. Государственные природные заповедники – эталоны девственной природы

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ), к которым относятся государственные природные заповедники, – объекты общенационального достояния. Имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.

На таких участках земли и акваториях, не нарушенных человеческой деятельностью, сохраняется:

  • естественный ход природных процессов и явлений
  • генетический фонд растительного и животного мира
  • отдельные виды и сообщества растений и животных
  • типичные и уникальные экологические системы. 

Заповедники – высшая форма охраны природы. Это главная категория ООПТ России и эталон природы. В заповедниках всё остается в естественном состоянии. Любое вмешательство человека – под запретом. Среди всех категорий ООПТ в заповедниках действует самый жёсткий режим охраны. 

Заповедные территории решают сразу несколько задач:

  • сохраняют ценные комплексы и биологически виды, предоставляя им условия для развития естественным образом
  • являются площадками для научных исследований природной среды

Заповедные земли и природные ресурсы, представляющие собой участки суши и водных пространств (акватории), полностью изъяты из хозяйственного использования. Изымаются и защищаются государством::

  • особо охраняемые природные комплексы
  • объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды
  • типичные или редкие ландшафты
  • места сохранения генетического фонда растительного и животного мира

Только созданием заповедников может быть обес­печено сохранение природных ландшафтов и экосистем в первозданном виде как эталонных участков биосферы.

В заповеднике подлежат охране все природные объекты: присущие его территории (акватории), и взаимосвязи между ними. Таким способом охраняется природно-территориальный комплекс в целом, ландшафт со всеми его компонентами:

  • изучается естественный ход природных процессов и явлений
  • охраняются уникальные объекты неживой природы:
    • пещеры
    • водопады
    • скальные образования
    • выходы мерзлоты (мерзлотные обнажения)
    • термокарстовые проявления (оттайка мерзлоты), создающие своеобразные формы рельефа
    • др.

Создание и деятельность государственных природных заповедников (ГПЗ) регламентируются законодательством:

  • Земельным Кодексом РФ
  • Градостроительным кодексом РФ
  • ФЗ  «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.2002)
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (№ 48 от 18.12 1991)
  • ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях (№33 от 14.03.1995)
  • Положениями о каждом конкретном ГПЗ 

 

3. Правовой статус ГПЗ

 

  1. ГПЗ – ООПТ федерального значения (статья 6 ФЗ №33):
    • учреждаются постановлениями Правительства РФ
    • относятся к ведению Министерства природных ресурсов и экологии РФ
    • действуют на основе Положений, утверждаемых Минприроды России, – пример:
      • Положение о государственном природном заповеднике «Джугджурский» на побережье Охотского моря, на территории Аяно-Майского района Хабаровского края – создан в целях сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
  2. Директор государственного природного заповедника (ГПЗ) является главным государственным инспектором по охране территории ГПЗ
    • заместители директора ГПЗ являются заместителями главного государственного инспектора

Территории заповедников – объекты федеральной собственности. Подлежат учёту при разработке:

  • планов и перспектив экономического и социального развития
  • схем землеустройства и районной планировки
  • территориальных комплексных схем охраны природы

 

3.1. Цели создания заповедников

 

Заповедник – образец девственной природы и одновременно естественная научная лаборатория. Обеспечивает сохранение и восстановление редчайших животных, растений и ландшафтов.

Главная особенность заповедных территорий – обширность площади, используемой для решения многопрофильных научных и научно-технических задач:

  • сохранение биологического разнообразия
  • поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
  • организация и проведение научных исследований с правом издания научных трудов
  • ведение государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
  • экологическое просвещение и развитие познавательного туризма
  • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды

 

 

3.2. Задачи, возлагаемые на ГПЗ

 

В Положение о ГПЗ (раздел II) главные задачи, выполняемые заповедниками, детализированы и сгруппированы по основным направлениям деятельности заповедников: 

  1. охрана природных территорий должна осуществляться в целях:
    • сохранения биологического разнообразия
    • поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
  2. организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы:
    • Летопись природы  – основной научный документ заповедника:
    • концентрирует основные результаты наблюдений за природными процессами и явлениями
    • отражает состояние всех охраняемых абиотических и биотических компонентов среды, а также изменения, происходящие с ними
    • включает минимальный, но обязательный объём работ, без которого невозможно решать основные задачи, поставленные перед заповедником в области научных исследований
    • пример – Летопись природы государственного природного заповедника «Воронинский», расположенного в долине реки Вороны (правый приток реки Хопёр), в лесостепной зоне, на территории Кирсановского и Инжавинского районов Тамбовской области
  3. осуществление экологического мониторинга
  4. экологическое просвещение
  5. участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов
  6. содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды     

 

 

3.3. Управление государственным природным заповедником

 

Государственные природные заповедники – природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения федерального значения. Их задачи – сохранение и изучение:

  • естественного хода природных процессов и явлений
  • генетического фонда растительного и животного мира
  • отдельных видов и сообществ растений и животных
  • типичных и уникальных экологических систем 

Управление каждым заповедником, выполнением задач, возложенных на   него осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждением (ФГБУ) – специально уполномоченный государственный орган РФ (раздел VI Положения о ГПЗ):

  • создаётся в порядке, установленном законодательством РФ
  • является некоммерческой организацией
  • финансируется за счёт средств федерального бюджета
  • имеет:
    • самостоятельный баланс
    • счета (в том числе валютные) в учреждениях банков РФ
    • печать с изображением Государственного герба Российский Федерации и со своим наименованием
  • вправе иметь собственную символику (утверждаемую государственными органами, в ведении которых находятся ФГБУ):
    • флаги
    • вымпелы
    • эмблемы
    • другие

В пользование (владение) ФГБУ предоставляются природные ресурсы, находящиеся на территориях заповедника:

  • земля
  • недра
  • воды
  • растительный и животный мир

ФГБУ пользуются (владеют) природными ресурсами заповедника на правах, предусмотренных федеральными законами, которые устанавливают ряд «табу» в отношении природных земельных ресурсов на территории ГПЗ:

  • запрещается:
    • изъятие природных ресурсов
    • иное прекращение прав на природные ресурсы
  • природные ресурсы государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (пункт 12 Положения о ГПЗ) – то есть не могут:
    • предоставляться в собственность
    • быть предметом сделок
  • земельные участки в границах государственных природных заповедников не подлежат приватизации (пункт 6 статьи 95 ЗК РФ)

ФГБУ вправе предоставлять своим работникам служебные наделы на участках частичного хозяйственного использования:

  • в безвозмездное пользование
  • в порядке, установленном ЗК РФ 

Границы каждого заповедника обозначаются на местности специальными предупредительными и информационными знаками – по периметру его границ.

Территории заповедников охраняемые. Должностные лица ФГБУ, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, контролируют территорию заповедника:

  • осуществляют надзор
  • проводят регулярные рейды
  • к охране территории заповедника и для совместных рейдов могут привлекать:
    • сотрудников правоохранительных органов РФ
    • общественные инспекции, сформированные общественными природоохранными организациями

Государственный контроль в области организации и функционирования ГПЗ осуществляют специально уполномоченными на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 

 

4. Режим особой охраны территории заповедников
 

 

4.1. Запреты и разрешения

 

В силу прямого указания Градостроительного кодекса РФ, для земель ООПТ не устанавливается градостроительный регламент, в том числе, не применяются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), являющиеся важнейшим документом, регламентирующим строительство и иную градостроительную деятельность (пункт 6 статьи 36). 

Земельным кодексом РФ, федеральным законом №33–ФЗ, Положением о государственных природных заповедниках в РФ:

  1. установлено, что на территории каждого отдельно взятого ГПЗ запрещается любая деятельность, противоречащая:
    • задачам ГПЗ
    • режиму особой охраны территории заповедника, установленному в положении о каждом конкретном ГПЗ
  2. уточнены  виды деятельности, не разрешённые в пределах ГПЗ:
    • действия, изменяющие гидрологический режим земель
    • изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород
    • рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев предусмотренных Положением
    • сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром
      • за исключением случаев, предусмотренных  Положением
    • строительство и размещение (за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников):
      • промышленных и с/х предприятий
      • отдельных объектов промышленных и с/х предприятий
    • строительство (за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников):
      • зданий и сооружений
      • дорог
      • путепроводов
      • ЛЭП
      • прочих коммуникаций
    • промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром
      • за исключением случаев, предусмотренных Положением
    • интродукция растений и животных с целью их акклиматизации
    • применение:
      • минеральных удобрений
      • химических средств защиты растений
    • сплав леса
    • транзитный прогон домашних животных
    • нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования
    • сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций:
      • кроме научных исследований в заповедниках, предусмотренных тематикой и планами
    • пролёт самолётов и вертолётов ниже 2000 м над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами
      • а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера
    • иная деятельность:
      • нарушающая естественное развитие природных процессов
      • угрожающая состоянию природных комплексов и объектов
      • не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач
  3. определены разрешённые мероприятия и деятельность – по направлениям:
    • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, их восстановление
      • а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия
    • обеспечение санитарной и противопожарной безопасности:
      • людей
      • животных
      • природных комплексов и объектов
    • предотвращение опасных природных явлений, угрожающих жизни людей и населенным пунктам:
      • снежных лавин
      • камнепадов
      • селей
      • других
    • проведение научных исследований, включая экологический мониторинг:
      • изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов – с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов
    • ведение эколого-просветительской работы
    • осуществление контрольных функций

 

4.2. Выделение частей территории заповедника 
 

Зонирование территории ГПЗ не выполняется. Но на отдельных её частях могут выделяться (пункт 3 и пункт 4 статьи 9 ФЗ №33):

  1. участки, на которых полностью исключается всякое вмешательство человека в природные процессы:
    • размеры таких участков определяются по критерию необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии
  2. участки частичного хозяйственного использования

На участках, выделенных для частичного хоз.использования:

  1. отсутствуют особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник
  2. допускается:
    • деятельность, осуществляемая в соответствии с положением о данном ГПЗ
    • деятельность, направленная на обеспечение функционирования заповедника – к примеру, деятельность, обеспечивающая жизнедеятельность граждан, проживающих на территории ГПЗ 

Положением о конкретном ГПЗ может предусматриваться возможность  размещения объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения функционирования Учреждения:

  • служебных зданий со вспомогательными сооружениями
  • кордонов
  • научных стационаров
  • музеев природы
  • информационно-просветительских центров
    • в том числе с экспозицией под открытым небом
  • организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов

На участках для частичного хозяйственного использования сотрудникам заповедника и гражданам, постоянно проживающим на территории ГПЗ,  могут быть разрешены:

  1. организация подсобных сельских хозяйств – для обеспечения продуктами питания сотрудников заповедника и членов их семей 
  2. выпас скота, принадлежащего:
    • заповеднику
    • работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию
    • иным гражданам, постоянно проживающим на его территории
  3. предоставление работникам заповедника (в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории) служебных наделов:
    • пахотной земли
    • сенокосов
  4. заготовка дров деловой и древесины, необходимых для обеспечения потребностей:
    • заповедника
    • граждан, постоянно проживающих на его территории
  5. сенокошение:
    • осуществляемое работниками заповедника для собственных нужд
    • проводимое учреждением в целях обеспечения пожарной безопасности
  6. сбор грибов, орехов, ягод – для личного потребления (без права продажи):
    • работниками заповедника
    • гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника
  7. любительский лов рыбы – для личного потребления (без права продажи):
    • сотрудниками заповедника
    • гражданами, проживающими на его территории
  8. организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов
  9. размещение музеев природы заповедника
    • в том числе с экспозицией под открытым небом

 

4.3. Ограничения в использовании участков в составе заповедников

 

На территории заповедников могут быть земельные участки, принадлежащие иным правообладетелям – на праве:

  • собственности
  • аренды
  • землепользоания
  • землевладения

Использование таких земельных участков, а также деятельность на них, ограничиваются – с учётом необходимости защиты природных комплексов ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ):

  1. в пределах земель государственных природных заповедников. запрещается (пункт 2.1 статьи 6 ФЗ №33 и пункт 3 статьи 95 ЗК РФ):
    • изменение целевого назначения земель и земельных участков
    • прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению участков
  2. на землях ГПЗ, расположенных за пределами населённых пунктов, запрещается (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ):
    • предоставление земельных участков:
      • для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
      • для индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства 
  3. запрещены:
    • строительство в границах заповедника:
      • автомобильных дорог
      • трубопроводов
      • ЛЭП и других коммуникаций
    • строительство и эксплуатация объектов, не связанных с деятельностью, разрешённой на территории заповедника:
      • промышленных
      • хозяйственных
      • жилых
    • движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием заповедника
    • прогон скота вне автомобильных дорог
    • иные виды деятельности, не допускаемые федеральными законами

 

4.4. Строительство ОКС на территории заповедника
 

Если разрешённое использование земельных участков, расположенных на территории ГПЗ допускает строительство, то положением о ГПЗ для такой части территории заповедника устанавливаются:

  • основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков
  • предельные (минимальные и максимальные) параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС

Разрешения на строительство/реконструкцию ОКС, планируемых в границах заповедника, и на ввод в эксплуатацию данных объектов выдаёт Минприроды России.

Пример

Положением о ГПЗ «Джугджурский» определены:

  1. основные виды разрешённого использования земельных участков:
    • деятельность по особой охране и изучению природы (код 9.0)
    • водные объекты (код 11.0)
  2. вспомогательные виды разрешённого использования ЗУ:
    • обеспечение научной деятельности (код 3.9)
    • природно-познавательный туризм (код 5.2).
  3. предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС на ЗУ в границах заповедника, разрешённое использование которых допускает строительство на них:
    • минимальный отступ от границ ЗУ – 5 м:
      • в целях определения мест допустимого размещения ОКС (зданий, строений, сооружений), за пределами которых запрещено строительство ОКС
    • предельное количество этажей зданий, строений, сооружений – не выше  2 надземных этажей
    • максимальный процент застройки в границах земельного участка – 10%
      • определяется как отношение суммарной площади ЗУ, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка

В заповеднике «Джугджурский» за получением разрешений на строительство ОКС и на ввод их в эксплуатацию необходимо обратиться в Минприроды России.

 

4.5. Отстрел и отлов животных в заповедниках


 Отстрелом (отловом) животных можно заниматься только:

  1. в научных целях:
    • живоотлов диких животных проводится:
      • с целью регулирования их численности
      • для научных исследований:
    • осуществляется методами, сводящимися к минимуму нарушения режима заповедности
    • преимущество отдается дистанционному обездвиживанию животных, стационарным и переносным живоловушкам, ловчим сетям
    • орудия лова должны располагаться:
      • в основном – в охранной зоне
      • на ограниченных участках заповедных территорий, желательно  – периферийных
  2. в регуляционных целях – научно обоснованные действия, предпринимаемые заповедниками:
    • для изменения или сохранения численности отдельных биологических видов
    • для сохранения и восстановления структуры природных экосистем
    • для обеспечения экологического баланса и естественного хода природных процессов и явлений на заповедных территориях

Для отстрела или отлова животных необходимо получить разрешение государственных органов, в ведении которых находятся заповедники. Оно является обязательным и единственным документом на осуществление этого мероприятия.

Порядок целевого изъятия животных:

  • млекопитающих
  • птиц
  • рептилий
  • амфибий
  • рыб
  • других

находящихся на территориях ГПЗ в состоянии естественной свободы,  уствновлен Положением о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территории государственных природных заповедников Российской Федерации (утверждено Приказом Минприроды России № 24 от 08.12.1998).  

Добыча животных на территории ГПЗ:

  • осуществляются незапрещёнными методами при максимальной гуманизации процесса добычи
  • использование автомототранспортных средств и авиации допускается только при добыче бешеных волков, собак и волче-собачьих гибридов
  • применение ядов и других химических веществ запрещается при любых обстоятельствах

Отстрел животных в регуляционных целях допускается лишь тогда, когда проведение их живоотлова невозможно или нецелесообразно:

  1. обосновывается специалистами научных отделов заповедников, а затем обсуждается на заседаниях Учёных советов заповедников
  2. не допускаются в относительно крупных и экологически автономных заповедниках, где любая естественно возникшая плотность населения диких животных является оптимальной
  3. осуществляется, по возможности, в охранных зонах заповедников, либо непосредственно в местах, где регулируемые виды наносят недопустимый ущерб особо ценным экосистемам и их компонентам на относительно ограниченных участках заповедных территорий.
  4. производится:
    • лишь при полном отсутствии возможности эффективного отвлечения животных с заповедной территории в охранные зоны или сопредельные угодья
      • путём выкладки кормовых приманок, устройства кормовых полей, ремиз, улучшения защитных свойств окрестных угодий и другими способами
    • при невозможности снизить их численность на заповедной территории при помощи интенсивной охоты в угодьях сопредельных территорий
  5. не должен иметь характер промысловой, спортивной или любительской охоты и ориентироваться на использование массовых методов добычи, нарушающих заповедный режим
  6. является крайней мерой, вызванной исключительной необходимостью – допускается в следующих случаях:
    • чрезмерное увеличение численности некоторых видов животных в условиях неполной сбалансированности природных экосистем, влекущее за собой угрозу охраняемым природным комплексам и объектам
    • необходимость срочного уничтожения или удаления с заповедной территории отдельных агрессивных особей диких зверей, представляющих реальную опасность для жизни людей
    • нарушение естественного течения природных процессов и явлений, присущих данным экосистемам, угроза охраняемым природным комплексам и объектам вследствие присутствия и жизнедеятельности чуждых заповедным экосистемам видов и подвидов животных
    • возникновение:
      • неблагоприятных условий, создающих угрозу существованию редких видов животных на данной заповедной территории
      • неблагоприятной эпидемической и эпизоотической обстановки
  7. к проведению регуляционного отстрела животных допускаются лишь лица, имеющие охотничий билет с неистекшим сроком действия:
    • отстрел проводится силами штатных работников заповедников
    • при отсутствии в штате заповедника необходимого числа охотников соответствующей квалификации допускается привлечение лиц, работающих в природоохранных и охотохозяйственных организациях, и имеющих необходимую квалификацию.

Примечания

1. Отстрел бродячих собак и домашних кошек, находящихся без владельца далее 200 м от жилья на заповедной территории, производится работниками, являющимися по занимаемой должности государственными инспекторами по охране заповедника:

  • без специальных разрешений
  • повсеместно
  • круглогодично

Собаки, находящиеся на заповедной территории с владельцами, отстрелу не подлежат.

2. Добывание (отстрел, отлов) диких копытных животных и бурых медведей производится:

  • в соответствии с разрешениями, выдаваемыми Департаментом заповедного дела Минприроды России
  • по индивидуальным разрешениям, выдаваемым директором заповедника
    • на добывание каждой особи животного выдаётся отдельное разрешение
  • при строгом соблюдении Типовых правил по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием

Для проведения отстрела диких копытных животных и бурых медведей в регуляционных целях на территории заповедника при согласии Учёного совета допускается использование охотничьих собак, работающих по кровяному следу:

  • при этом в соответствующем приказе по заповеднику указывается:
    • количество собак
    • породный состав
    • владельцы из числа лиц, допущенных к отстрелу

После добывания (отстрела, отлова) диких копытных животных и бурых медведей разрешение погашается

  • на месте отстрела или отлова
  • лицом, ответственным за отстрел (отлов), делается отметка – на отрывной части (талоне) разрешения

Если в процессе регуляционного отстрела животное ранено, оно подлежит обязательному отстрелу (добору), в том числе и в охранной зоне заповедника. Такие возможные случаи заблаговременно и официально согласовываются с региональным органом охотничьего хозяйства.

В случае невозможности добора раненого животного, ушедшего за границу заповедника и его охранной зоны, лицо, ответственное за проведение отстрела, сообщает об этом:

  • администрации соседнего охотничьего хозяйства
  • или органам, осуществляющим в данной местности государственный охотничий надзор 

 

4.6. Реализация натуральной продукцией, получаемой при проведении регуляционных мероприятий

 

  1. при непогашенном разрешении категорически запрещается:
    • транспортировка, в том числе ручная, добытых животных, мяса и другой продукции отстрела
    • разделка туш
  2. администрация заповедника обеспечивает:
    • строгий и постоянный контроль за продукцией
    • учёт и реализацию натуральной в соответствии с установленным порядком
  3. научный отдел заповедника максимально полно использует добытых животных в научно-исследовательских целях:
    • определение пола, возраста, массы, взятие внешних промеров, промеров внутренних органов, проведение паразитологических и иных обследований, изучения питания, размножения и т.п.
  4. добытых особей также используют для пополнения коллекционных и музейных фондов заповедника (тушки, чучела, краниологический материал и т.п.)

 

5. Охранная зона ГПЗ

 

5.1. Правовой статус охранной зоны заповедника

 

Охранная зона государственного природного заповедника – территория, прилегающая к его границам:

  • с особым режимом природопользования, поскольку относится к ЗОУИТ (пункт 11 статьи 105 ЗК РФ)
  • с особыми правилами охраны природы
  • создаваемая в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на заповедник

Порядок формирования охранных зон ГПЗ:

  • установлен «Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (утверждены Постановлением Правительства РФ №138 от 19.02.2015)
  • орган, принимающий решения о создании охранных зон ГПЗ и об установлении их границ – Министерство природных ресурсов и экологии РФ
    • утверждение таких решений выполняет Правительство РФ

Охранная зона заповедника не может располагаться в границах ООПТ федерального значения (пункт 10 Правил):

  • границы ГПЗ не могут совпадать с внешней границей его охранной зоны
  • границы охранной зоны конкретного ГПЗ не должны попадать в границы территории другого ООПТ федерального значения
  • минимальная ширина охранной зоны ГПЗ – 1 км

Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.

 

5.2. Режим использования ЗУ в границах охранной зоны ГПЗ

 

Правилами установлен запрет на осуществление в границах охранных зон деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника.

Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон опрелеляются положением о соответствующей охранной зоне. 

Земельные участки, включённые в границы охранной зоны заповедника:

  • не изымаются у правообладателей участков:
    • собственников
    • землепользователей
    • землевладельцев
    • арендаторов 
  • используются правообладателями с соблюдением особого правового режима, установленного для таких земельных участков

 

6. Правила посещения государственных природных заповедников

 

Красоты заповедников, возможность наблюдения за жизнью диких животных и птиц в естественной для них среде стали «точками притяжения» миллионов людей: 

  • сезонные скопления медведей в Кроноцком заповеднике на Камчатке, например, на нересте рыбы – это не только естественная потребность животного, но и потрясающее зрелище
  • чтобы попасть в гости к зубрам и увидеть их с близкого расстояния, туристы едут в заповедник «Калужские засеки» 

Пребывание на территориях ГПЗ физических лиц, не являющихся:

  • работниками ФГБУ, управляющих заповедниками
  • должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники

допускается только при наличии разрешений (пункт 5 статьи 9 ФЗ №33). Их оформляют:

  • или орган, в ведении которого находится заповедник (Минприроды России) 
  • или дирекция ГПЗ

Выдача разрешений на посещение территории заповедника делается на основании заявления. В нём указываются:

  • цель и срок посещения
  • согласие с выполнением требований режима особой охраны заповедника
    • является одним из условий предоставления разрешений на посещение

За пребывание физических лиц на территории ГПЗ в целях познавательного туризма взимается плата. 

 

Другие статьи по теме ООПТ

 

  1. Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ 
  2. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – категории, режимы особой охраны
  3. Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков
  4. Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах
  5. Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием
  6. Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон
  7. ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков 

 

Полезно знать

 

  1. Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
  2. Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
  3. Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
  4. Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
  5. Вспомогательные строения и сооружения. Строительство без РНС и уведомлений – 2023 – здесь
  6. Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь
  7. Туризм и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – с 1 сентября 2023 года – здесь
  8. Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2023 – здесь
  9. Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
  10. Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь 

Поделиться:






наверх