Сервитут. Публичный и частный сервитуты


фото

примеры расположения сервитутов

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

пример договора об установлении частного сервитута

Содержание

  1. Что такое сервитут?
  2. Частный сервитут
  3. Публичный сервитут
  4. Видео-комментарий к теме о сервитутах

 

Что такое сервитут?

 

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»). В те времена, если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для задач, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены: 

  • для обеспечения проездов/проходов к земельным участкам
  • для прокладки инженерно-технических коммуникаций
  • для проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий
  • для иных целей

Законодательные нормы по сервитуту устанавливают:

Владелец сервитута – лицо, в пользу которого он установлен.  

Сервитут относится к вещным правам. Он существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной:

  • управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком)
  • обязанная сторона, то есть владелец вещи (земельного участка), обладает правом собственности

Установление сервитута не лишает собственника ЗУ прав владения пользования и распоряжения своим участком.

Юридический статус сервитута – обременение. То есть он обременяет земельный участок, создавая определённые неудобства по его использованию для владельца. 

Обременение в виде сервитута устанавливаются в соответствии Земельным кодексом РФ (статья 56), федеральными законами, а также на основании:

  • актов исполнительных органов государственной власти
  • актов органов местного самоуправления
  • решений суда

Ограничение прав на землю и обременения подлежат государственной регистрации (пункт 6 статьи 56 ЗК РФ). Это обязательное условие их действия. Регистрируются также договоры, решения, на основании которых возникают такие ограничения и обременения. 

В связи с установлением сервитута законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка, на котором установлен сервитут, соответствующей компенсации – соразмерной платы за пользование его земельным участком (пункт 12 статьи 23 ЗК РФ).

Сервитут может быть частным и публичным.

 

Частный сервитут

 

Вводится по соглашению (договору) между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка. Сервитут необходимо официально зарегистрировать в Росреестре.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать. Это требование федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Правообладатель участка при проведении различных операций  (к примеру, передача его в аренду, оформление договора ссуды) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

 

Публичный сервитут

 

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3 статьи 23 ЗК РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

 

Консультационные услуги

 

Стоимость услуги компании «Земельный вопрос» по подготовка запросов собственников и пользователей ЗУ об установленных на участках:

  • ограничениях/обременениях
  • сервитутах

в Росреестр, местные и региональные органы градостроительства и архитектуры, органы охраны памятников истории, архитектуры, органы природоохраны, органы водоохраны (пункт 19 раздела «Тарифы»): 

  • 3 000 руб. – для физических лиц
  • 5 000 руб. – для юридических лиц

 

Полезно знать

 

  • О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
  • Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – здесь
  • С положениями грядущей «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
  • О практической полезности  кадастрового плана территории (КПТ) – здесь  
  • Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
  • Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) - читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

 

Видео-комментарий к теме о сервитутах

 



Поделиться:






наверх