Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли
Содержание раздела
- Перераспределение земли и земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства
- Заявление о перераспределении земельных участков
- Плата за добавленную землю
- Основные показатели в расчёте платы за прирезку
- Когда и куда вносится плата за прирезаемый участок
- Когда делается межевание участка?
1. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства
Схема перераспределения кратко описывается так:
- к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
- перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом
При распределении участков необходимо:
- провести межевание
- у исходных смежных участков перераспределить:
- границы
- площади
Изменение границ и площади происходит по причине:
- увеличения площади надела гражданина
- уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
- за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина
Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.
Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексе РФ (статья 39.29)
Старт процедуры – подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с органом власти.
С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье. Пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:
- выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
- убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
- установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
- ВРИ
- категория земель
- территориальная зона
Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.
Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, – одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах.
Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:
- градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
- по расположению образованного участка
- по доступу к смежной территории
Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).
При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.
Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации
2. Заявление о перераспределении земельных участков
Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.
Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение – мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.
Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?
Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:
- муниципальная администрация – в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
- областные и региональные власти – когда они является владельцами земли
- Правительство РФ – если земля относится к государственной (федеральной) собственности
Чтобы самостоятельно узнать правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:
- обратиться бесплатному источнику сведений – Публичной кадастрово карте Росреестра (ПКК):
- на ней предоставлены общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости (о том как работать с картой, можно почитать в другом разделе карты здесь)
- обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра для заказа необходимых сведений
Обращение к официальному порталу Росреестра позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.
Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.
3. Плата за добавленную землю
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких ЗУ и земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:
- на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ)
- в соответствии с порядком и правилами, установленными:
- Правительством РФ – в случае принадлежности земли государству
- субъектом РФ – когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
- органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности
Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).
Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:
- ФЗ «О местном самоуправлении»
- Земельным кодексом РФ
Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.
Несколько примеров:
- в Ленинградской области – смотреть здесь
- в Московской области – смотреть здесь
- в Псковской области – смотреть здесь
- в Иркутской области – смотреть здесь
- в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области – смотреть здесь
- в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края – смотреть здесь
4. Основные показатели в расчёте платы за прирезку
В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:
- КСИСХ.УЧ.– кадастровая стоимость исходного участка
- КСобр.уч. – кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
- Sдоб.уч. – площадь добавленной муниципальной или государственной земли
- Sисх.уч. – площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
- Sобр..уч. – площадь участка, образуемого в результате перераспределения
Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:
- Плата за «добавку» из федеральной земли
Р = 0.15 х (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ) х SДОБ.УЧ.
то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости ЗУ, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения. Так установлено Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ ( №1308 от 3 декабря 2014 года)
- Плата за добавку земли субъекта РФ
Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х SДОБ.УЧ.
то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.
Отдельные примеры
- в Тюменской области
Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:
P = КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.
- в Ярославской области
Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:
P = 0.15 (КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.)
6. Когда и куда вносится плата за добавленный участок
Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.
Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.
После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.
6. Когда делается межевание участка?
Межеванием нужно заняться после получения от администрации:
- или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
- или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения
Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.
После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.
После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:
- прекращается существование исходного ЗУ заявителя
- образуется ЗУ с увеличенной площадью
- появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
- ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах
Внимание
Вы ознакомились с разделом №3 статьи
Начало статьи:
- Перераспределение земельных участков – что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году
- Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель – требования к участкам и размерам прирезок
Продолжение статьи:
Полезная информация
- С положениями «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
- Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) - читать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь