Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель - требования к участкам и размерам прирезок




Содержание

 

  

 Перераспределение земли и (или) земельных участков

 

Продолжая рассмотрение вопроса о перераспределение земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального ИЖС и ЛПХ, начатого в разделе 1 настоящей статьи, перейдём к обсуждению условий, обеспечивающих и запрещающих возможности прирезок  из состава муниципальных и государственных земель.    

В процессе разработки Земельной реформы происходило и соответствующее ей изменение Земельного кодекса РФ. По итогу, в нём появилась содержательная глава 5.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков». Именно она стала регулятором процесса оформления прирезок земли к зарегистрированным и находящимся в собственности участкам, предоставленным для ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества, дачного хозяйства и дачного строительства.

Термин «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» очень точен в юридическом понимании, поскольку отражает суть происходящих при распределении процессов  изменения участка, к которому добавляется дополнительная площадь из состава муниципальных или государственных земель, равно как и изменение муниципального или государственного участка, площадь которого уменьшается за счёт выделения из него этой дополнительной площади.

Далее по тексту, для краткости, этот термин будет писаться как перераспределение участков или перераспределение земель.

Перераспределение участков - задача насущная. Оно необходимо в целом ряде случаев:

  • при фактически заметных увеличении или уменьшении площади земельного участка, выявившихся при уточнении границ участков, над площадью, зафиксированной в кадастре,
  • в часто встречающихся в садоводствах или посёлках ситуациях наложения соседних участков друг на друга, также выявившихся при уточнении их границ,
  • при изломанности геометрического контура земельного участка, создающей при его застройке или обустройстве массу неудобств,
  • для исключения чересполосицы и ситуаций вклинивания и вкрапливания в участки частей других участков.

Актуальность проблемы, связанной с перераспределением земли и земельных участков, благодаря новой главе Земельного кодекса РФ, была закреплена законодательно. 

 

Обязательные условия для перераспределения земель и земельных участков

 

Существуют как обязательные условия, при которых перераспределение земельных участков будет возможным, так и ограничения в отношении прирезаемых площадей (статья 39.28 Земельного кодекса РФ).

Сформулировать их можно в следующем виде.

  • Перераспределение участков проводится в соответствии с утверждённым проектом межевания (ПМ) территории, а при при отсутствии такого проекта - в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ).
  • Перераспределение земель и земельных участков возможно, когда основной участок стоит на кадастровом учёте, то есть:
  1. на участок оформлено право собственности,
  2. участок отмежеван и имеет границы,
  3. имеет конкретную площадь,
  4. добавляемый земельный участок относится к той же функциональной зоне, что и основной участок, в отношении которого планируется перераспределение.
  • Для земельного участка, образованного путём перераспределения участков, должны быть исключены обстоятельства, нарушающие требования статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, заключающиеся в следующем:
  1. площадь участка, образуемого при его распределении с муниципальной или государственной землёй, должна соответствовать установленным в поселении, в соответствии с ПЗЗ, предельным размерам земельных участков для соответствующего вида их использования;
  2. образованный участок не должен пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов - такие ситуации должны исключаться полностью, иначе в прирезка власть обязана сделать отказ;
  3. при добавлении площади к исходному участку должны исключаться ситуации, когда существующие на нём или на добавляемом участке обременения (ограничения)  не позволяют использовать образуемый участок в соответствии с разрешённым использованием исходного участка;
  4. образуемый участок не должен иметь за счёт добавленного куска земли изломанных границ, в нём не должно быть вкраплений, вклиниваний и чересполосицы, приводящих к невозможности размещения объектов недвижимости, а также к другим недостаткам, которые создают препятствия для рационального использования и охраны земель или условия для нарушения требований земельного и иного законодательства,
  5. должны исключаться ситуации с пересечением границ образованного при распределении участка:
  • с границами лесничеств,
  • с границами лесопарков,
  • для земельного участка, образуемого:
  1. для проведения работ по геологическому изучению недр,
  2. для разработки месторождений полезных ископаемых,
  3. для размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений,
  4. для водохранилищ, иных искусственных водных объектов, требование о недопустимости пересечения этим участком границ территориальных зон, лесничеств и лесопарков исключено.

 

Размеру участка, образуемого при распределении, - особое внимание

 

Размер добавляемой площади к той, что фигурирует в государственных кадастровых сведениях, заслуживает отдельного внимания, поскольку она не может быть любой.

 

  • Ситуация, не вызывающая проблем

 

В случае, когда размер превышения или уменьшения площади земельного участка, «уложится» в 10% от изначальной площади, отражённой в государственном кадастре недвижимости, никаких проблем нет:

 

(S ОБР. УЧ.  SИСХ. УЧ.) < 0.1 х SИСХ. УЧ. 

(S ОБР. УЧ.  SИСХ. УЧ.) =  0.1 х SИСХ. УЧ.

 

Иными словами, заниматься перераспределением участков не нужно в случаях, когда при уточнении местоположения границ площадь участка окажется:

  1. меньше на 10% площади, сведения о которой  содержатся в ЕГРН (подпункт 2 пункта 3 статьи 42.8 ФЗ "«О кадастровой деятельности» № 221-ФЗ в ред. от 03.07.2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. больше на 10% площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (подпункт 3 пункта 3 статьи 42.8 ФЗ «О кадастровой деятельности» №221-ФЗ в ред. от 03.07.2016г г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

  

  • Ситуация большого расхождения между реальной и документальной площадями участка

 

Понятие «большое расхождение между реальной и документальной площадями участка» необходимо соотносить с установленными в муниципальных образованиях нормативами по предельным размерам земельных участков, являющимися элементами градостроительных регламентов.

В каждом муниципалитете предельные размеры участков, то есть их минимальные и максимальные площади, для всех видов разрешённого использования (для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества, дачного строительства или хозяйства и прочих видов использования) устанавливаются принятыми правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) и градостроительными регламентами.

Правило соотнесения площади участка, полученного в результате перераспределения участков, с установленными предельными размерами кратко можно сформулировать так:

площадь участка, образованного при распределении, не может больше установленного в поселении предельного максимального размера площади участка (пункты 1-3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ):

 

ОБР. УЧ. <  S МАКС. ПРЕД. ПЛОЩ.

ОБР. УЧ. =  S МАКС. ПРЕД. ПЛОЩ.

 

Если площадь участка, получаемого при распределении участков, окажется больше установленного предельного максимума площади:

ОБР. УЧ.  > S  МАКСПРЕД. ПЛОЩ., 

придётся решать сразу 2 задачи:

  • сформировать новый земельный надел или наделы в соответствии с установленными предельными размерами участков,
  • зарегистрировать право собственности на новый участок - через выкуп участка у муниципалитета, причём на торгах и по полной кадастровой стоимости, которая установлена в муниципальном образовании, а в случае принадлежности прирезаемого участка государству - на торгах и в соответствиями с положениями статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.

Вопрос об оформлении участка с «земельной добавкой», общая площадь которого окажется меньше установленного предельного минимума, не может стоять в принципе - по причине несоответствия градостроительному регламенту (в части минимального размера площади участка для соответствующего вида использования).

Градостроительный регламент представляет очень жёсткий порядок образования, землепользования и застройки участков с любым ВРИ (видом разрешённого использования). Он вводится Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми в каждом муниципальном образовании.

Соответствие градрегламенту площадей участков, образуемых при распределении, - одно из важнейших требований.

 

Источники и способы получения необходимых сведений об участках

 

Имеет смысл ещё раз остановиться на существенных моментах при анализе возможности прирезки к участку, а именно: на источниках и способах получения необходимых  сведений об участках:

  • в местном муниципалитете (в отделе архитектуры и градостроительства) необходимо уточнить предельные размеры земельных участков для соответствующего вида использования участка - они в обязательном порядке отражаются в принятых Правилах землепользования и застройки, а сами ПЗЗ (текстовая  часть и графические материалы) размещаются на официальном сайте муниципального образования
  • в графическом разделе ПЗЗ найти схему функциональных зон (или функционального зондирования) такого-то муниципального образования, на которые разбита территория поселения - по этой схеме зрительно определить, к какой функциональной зоне относятся как сам участок, так и планируемая «земельная добавка» (в случае «попадания» основного участка в одну функциональную зону, а "добавки" в другую задача по перераспределению земель становится нерешаемой)
  • если в поселении ПЗЗ ещё не приняты (то есть нет и схемы функциональных зон, и утверждённых градостроительных регламентов, и соответствующих им предельных размеров участков), то нужно ознакомиться с региональными законами «О предельных размерах земельных участков» или отдельными решениями местных депутатских корпусов, по которым устанавливаются предельные размеры участков для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничеств (в качестве примеров - областной закон Ленинградской области № 83-оз и постановление МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области № 603).
       

 

Внимание!

 

Вы ознакомились с разделом №2 статьи.

 

Начало статьи:

1.  Перераспределение земельных участков - что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году

Продолжение статьи:

3. Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

4. Соглашение о перераспределении участков с землями муниципалитета и государства - порядок заключения в 2018 г.

 



Поделиться:






+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним








+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх