Перераспределение земельных участков - что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году




Содержание

 

  

Что нужно знать о законном способе увеличения площади своего участка?

 

Новая Земельная реформа, начавшаяся в 2015 году, документально запечатлённая в масштабном федеральном законе "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (№ 171 от 23.06.2014 г.), затрагивает многие направления земельных и сопутствующих им отношений. 

Не обойдена вниманием в этом законе и такая важная тема, как возможность добавления земли к земельным участкам, предоставленным  для:

  • ИЖС
  • ЛПХ
  • дачного хозяйства
  • дачного строительства
  • садоводства или огородничества.

Главное условие - участки должны находиться в собственности граждан и юридических лиц и стоять на учёте в государственном кадастре недвижимости (ГКН).

В самом общем случае увеличение площади земельных наделов может происходить только по добровольному согласию собственников смежных участков, один (одни) из которых увеличивает площадь своего участка за счёт уменьшения площади из другого участка.

При такой процедуре, называемой перераспределением участков, происходит следующая трансформация:

  • изменяются границы и площади исходных участков, а соответственно,  образуются новые земельные наделы, общая площадь которых остаётся неизменной,
  • прекращается  существование исходных участков, за исключением того случая, когда уменьшаемым участком был муниципальный или государственный - он продолжит своё существование в изменённых границах,
  • владельцев участков с увеличенной площадью возникает право собственности на новые земельные наделы, образованные в результате перераспределения.

Общие границы могут быть не только с участками ИЖС и ЛПХ, с участками в огородничестве садоводстве или в дачном товариществе, где находится участок собственника, намеревающегося увеличить площадь собственного надела.

Смежными по отношению к участку, площадь которого планируется увеличить, могут быть участки и земли, являющиеся собственностью муниципалитета или государства. Можно ли использовать их для увеличения площади своего участка? Земельная реформа отвечает - да (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ).  

Введённый Земельным кодексом РФ порядок увеличения площадей частных земельных участков (статья 39.29) распространяется только на случаи, когда частные участки граничат с муниципальными и государственными землями, а значит и добавление земельной площади к частным участкам может осуществляться из состава этих земель.

Правовой базой для установления нового порядка увеличения площадей частных земельных участков за счёт муниципальных и государственных земель послужили разработанные в муниципальных образованиях материалы территориального планирования территорий поселений и принятые в них правила землепользования и застройки поселений (ПЗЗ). 

В частности, это означает, что при увеличении площадей земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ИЖС, ЛПХ, ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, должны выполняться требования градостроительных регламентов и требования по формированию участков, образуемых при перераспределении, в соответствии с материалами территориального планирования и землеустройства, а именно:

  • по соответствию образуемых участков установленным предельным максимальным размерам земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
  • по соответствию расположения образуемых участков утверждённому проекту межевания территории или по соответствию  утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае отсутствия проекта межевания территории).

 Подробно об этом порядке рассказывается в разделе II и разделе III статьи.

Введённый порядок никоим образом не оправдывает свершившиеся факты самовольного захвата прилегающей к участкам муниципальной и государственной земли, равно как и случаи захвата даже части смежных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц. Более того, он сохраняет все требования законов по ответственности за такие правонарушения. "Зелёный свет" включён только для собственников, которые планируют увеличить площади своих участков, действуя исключительно в правовом поле.   

Любому претенденту на добавление земли на законных основаниях нужно ознакомиться с несколькими прописными земельными истинами.

 

«Ничья земля» - представление, ошибочное в корне  

 

Досужие домыслы некоторых садоводов, дачников или сельчан о том, что пустующая возле их участков территория "вроде ничья, а значит «не грех воспользоваться ею», можно отнести, разве что к дилетантским умозрениям, но сделать это придётся с очень большой натяжкой.

Увеличив по собственной прихоти площадь уже имеющегося земельного надела и полагаясь при этом лишь на собственные представления, что, «может пронесёт и никто не заметит», каждый "земельный захватчик" собственноручно расставляет для себя капканы и с необъяснимым упорством готовит весьма неприятный финал. 

Иной случай - наложение участков друга, которое произошло после межевания и установления границ одного из них и могло стать результатом возможных ошибок измерений или, наоборот, результатом уточнения границ. В такой ситуации пострадавший собственник участка должен выяснить причину случившегося "захвата" части его участка, обратившись как в отдел по архитектуре и градостроительству муниципалитета. так и в кадастровую службу, действующую в муниципальном образовании. Не исключено, что ему придётся провести контрольное межевание или судебное разбирательство, а может и согласиться с печальным для него итогом по той причине, что он своевременно не выполнил межевание по уточнению границ своего участка, которые числились в ГКН как неучтённые, и тем самым "уступил первенство" более расторопному соседу.   

Злостный же самозахват земли, а тем более участка с постройками, можно, ни много ни мало, отнести к циничному грабежу, если не охарактеризовать это действо более жёстко, назвав его одним из видов бытового рейдерства. Такой самозахват  является незаконным посягательством на чужое имущество, а за это придётся отвечать по закону. 

Но, похоже, что некоторым захватчикам это как бы не известно, и они продолжают  изощрённо "совершенствовать своё мастерство и изобретать" весьма нестандартные способы, ставящие в ступор не только законных владельцев. Тому есть конкретное видеосвидетельство:  

 

 

Незнание закона, как известно, не может служить оправданием и не освобождает от ответственности. Государство, создавая своим гражданам и юридическим лицам условия для землепользования, рассчитывает на адекватное восприятие ими тех условий, что излагаются в законах.

Для большинства людей незнание закона служит стимулом к расширению кругозора, к пониманию ответственности за возможные неправомерные действия, а при принятии решений, основанных на знаниях, - к уверенности в их юридической состоятельности.

Осведомлённость и знание законного порядка увеличения площади своего участка за счёт муниципальных и государственных земель  - это путь к спокойствию и благополучию, а потому изучение этого порядка станет залогом правильных выводов и действий.

Не только собственникам участков, но и любому человеку нужно понимать, что у любой земли есть собственник, что все пустующие участки, на взгляд, не имеющие хозяев, как и ничем не огороженные или не занятые постройками большие и малые территории вдали, вблизи или внутри любого населённого пункта, коттеджного посёлка, садоводства или огородничества, ничьими быть не могут.

Все они находятся в чьей-то собственности:

  • в собственности физических или юридических лиц,
  • в собственности муниципалитета или государства,
  • могут относиться к землям водного фонда или к лесным угодьям,
  • быть землями в ведении Министерства обороны.

Если земля не является собственностью муниципалитетов, физических или юридических лиц, то эта земля государственная (статья 16 Земельного кодекса РФ).

Поэтому, задумываясь об увеличении площади своего участка, не нужно создать ситуации для возможных ошибок, а постараться выяснить юридические и технические тонкости процедуры и узнать, кто именно является собственником смежного участка, уточнить, будет ли возможным его использование для увеличение размера своего надела.  

  

Выяснение принадлежности земли - первый шаг в анализе возможности увеличения площади участка

 

Размышление об увеличении площади уже имеющегося и находящегося в собственности земельного участка должно начинаться с конкретных действий по выяснению вопроса о принадлежности смежной земли, то есть с уточнения её собственника. 

Игнорирование этого обстоятельства может привести к незаконному посягательству на права собственников и их имущество и, соответственно, к дальнейшей ответственности за незаконно совершённые действия.

Что конкретно нужно сделать?

На самом 1-м этапе необходимо провести предварительный анализ ситуации:

  • проверить, в чьей собственности находится приглянувшийся кусок земли - в частной, муниципальной или государственной собственности (в собственности публично-правовых образований),
  • выяснить, не попадает ли будущая "земельная добавка" в прибрежно-защитную полосу (ПЗП) водного объекта и не относится ли она к лесному фонду, так как эти обстоятельства полностью исключают возможность решения задачи по увеличению площади своего участка;
  • уточнить, не относится ли будущая "земельная добавка" к землям, исключённым из оборота или землям, ограниченным в обороте.  

Ответы на часть из перечисленных вопросов можно получить с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра, отражающей сведения обо всех земельных участках России, прошедших государственный кадастровый учёт.

Отыскать тот или иной участок на Публичной кадастровой карте Росреестра и получить первичные сведения о нём (в частной собственности или в собственности публично-правовых образований он находится), можно по кадастровому номеру участка, по его адресу, по расположению участка на карте.

Отсутствие сведений об участке на Публичной кадастровой карте может свидетельствовать о существующих проблемах, которые могут воспрепятствовать не только его использованию в качестве источника земли для увеличения площади частного участка, но и в проведении целого ряда операций (купля/продажа, дарение, передача в наследство, залог, обмен и.д,).

О том, как пользоваться Публичной кадастровой картой, может помочь этот материал.  

Другой вариант получения сведений о собственнике смежной земли

Иным, но уже платным вариантом получения сведений о правообладателе смежного участка, из площади которого, возможно, будет сделана "добавка", станет обращение к официальному порталу Росреестра, где, используя такие вкладки, как:

потребуется заказать платную услугу по получению необходимых сведений о каждом участке.

Получение выписки из ЕГРН - это законное право любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего госпошлину.  

 

Свободная муниципальная или государственная земля - надёжный источник законных увеличений площадей участков

 

Для задач перераспределения частных земельных участков законами РФ запрещается использование некоторых видов земель, относящихся: 

  • к участкам и землям специального назначения,
  • к участкам и землям лесного фонда,
  • к территориям прибрежно-защитных полос (ПЗП) водных объектов,
  • к муниципальным и государственным участкам и землям, выведенным из оборота и землям, ограниченным в обороте,
  • к муниципальным и государственным участкам и землям, относящимся к резервному фонду, используемому под муниципальные и государственные нужды,

Присоединить к частному участку можно лишь ту муниципальную или государственную землю, что, действительно, свободна, но, повторяясь в тысячный раз, при условии обязательного согласия властей, чему есть немало обоснованных законом причин

Ситуация, когда в текущий период времени земля не используется и внешне выглядит бесхозной, не может быть подтверждением её «свободности» - её предстоящее использование может быть уже запланировано властями:

  • под решение задач по прокладке коммуникаций, строительству дороги,  газопровода или другие цели,
  • земля включена в другой участок, который ещё только формируется для дальнейшего представления к продаже на аукционе,
  • земля (участок) попадает в долгосрочную программу комплексного развития территории, поскольку на ней планируется реализация важных для населения задач;

Если муниципальный или государственный участок действительно свободен и его использование властями не планируется в перспективе, он может рассматриваться в качестве источника земли для увеличения площади смежного с ним частного земельного участка, но при обязательном условии, что этот частный участок поставлен на кадастровый учёт. 

 

Самовольный захват земли - ответственность по закону

 

Самовольный захват земли, будь то высаживание овощей на долго пустующем соседском участке, возведение на нём своих построек или перенос забора, при отсутствии согласия собственника этого участка является правонарушением.

На чужие наделы покушаться нельзя, ведь за столь неприглядные деяния придётся не только  вернуть землю владельцу, но и возместить причинённый им вред, да и рассчитаться за это придётся не из чужого, а из собственного кармана и без возмещения понесённых затрат на несанкционированные "улучшения", что захватчик успел произвести (статья 60 и статья 76  Земельного кодекса РФ). 

Самовольный захват земли, тем более, её застройка, чреваты ещё и неотвратимыми административными штрафами (статья 7.1 Кодекса РФ об административных нарушениях). Примером тому могут послужить проведённые в Ленинградской области в начале 2018 года проверки Росреестра, результатом которых стала уплата нарушителями требований земельного законодательства неминуемого штрафа.

Будут тщетными попытки легализовать прихваченную муниципальную землю путём подачи заявления о ней в Росррестр с целью получения кадастрового номера и дальнейшей регистрации собственности на участок с площадью, увеличенной за счёт самозахвата. Не стоит ожидать, что администрация спустит всё это с рук. Нет. Эта земля вернётся в муниципалитет, "со всем причитающимся", ведь это его собственность и какого-либо согласия он не давал. Именно об этом Росреестр уведомит захватчика. А бороться за землю придётся только по тем правилам, что установлены законом.

 

 

Исключения с легализацией самозахвата могут быть только в случаях, когда через суд доказан факт приобретательской давности, но при условии добросовестного, непрерывного и открытого и в соответствии с целевым назначением захваченного земельного участка в течение 15 лет, на который у его пользователя не было никаких юридических прав, причём собственником участка (субъектом права) при этом могут быть местные, федеральные, региональные органы власти и Российская Федерация (статья  234 Гражданского Кодекса РФ).

 

Внимание!

 

Вы ознакомились с разделом №1 статьи.

Продолжение:

2. Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель - требования к участкам и размерам прирезок

3. Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

4. Соглашение о перераспределении участков с землями муниципалитета и государства - порядок заключения в 2018 г.

 








+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним








+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх