Перевод (трансформация) с/х угодий в другой вид – компетенция регионов


Содержание

  1. Перевод с/х угодий в другие виды не регулируется федеральнм законодательством 
  2. Дефицит возможностей федерального законодательства
  3. Видоизменение с/х угодий – компетенция властей субъектов РФ
  4. Порядок трансформации с/х угодий в отдельных регионах России

 

1. Перевод с/х угодий в другие виды не регулируется федеральнм законодательством 

 

В составе земель с/х назначения в особую группу выделены с/х угодья (статья 79 ЗК РФ): 

  1. представленные следующими видами:
    • пашни
    • сенокосы
    • пастбища
    • залежи
    • земли, занятые многолетними насаждениями:
      • садами
      • виноградниками
      • другими
  2. предназначенные:
    • для ведения сельского хозяйства
    • для систематической и контролируемой эксплуатации:
      • разведение скота
      • выращивание с/х культур
      • производство пищевой продукции
  3. различающиеся с/х ценностью – с выделением по данному параметру особо ценных продуктивных угодий:
    • уровень кадастровой стоимости таких угодий превышает среднее значение по муниципальному району/ городскому округу
    • такие угодья, в соответствии с законодательством субъектов  РФ,  включаются в перечень земель, использование которых для других целей не допускается 
  4. имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране 

Использование всех видов с/х угодий в составе земель с/х назначения регулируется немалым числом федеральных законов. Тем не менее, федеральное законодательство не содержит ответы на ряд вопросов, актуальных для собственников земельных участков (ЗУ), на которых расположены с/х угодья:

  • как перевести пашню в многолетние насаждения
  • можно ли раскорчевать сад или виноградник и засеять их пшеницей
  • разрешается или нет вспашка сенокоса или пастбища для дальнейшего использования этих земель в качестве пашни
  • существуют ли основания перевода более ценных с/х угодий в менее ценные – к примеру:
    • пашни – в залежь или выгон для скота
    • орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних плодовых насаждений и виноградников, иных высокопродуктивных угодий – в менее продуктивные угодья
    • сенокосов – в малопродуктивные угодья по причине вырождения луговой растительности  
    • пастбищ – в менее ценные угодья из-за сбитости

Перечисленные вопросы, так или иначе, касаются темы трансформации с/х угодий. Под ней понимается видоизменение «угодьевского» назначения в связи с различными обстоятельствами:

  1. деградация угодий – по причинам:
    • перегруженность пастбищ
    • сбитость кормовых угодий
    • закочкаренность сенокосов и пастбищных угодий
    • засоление почв на пашне, их переувлажнение и заболачиваемость
    • т.д.
  2. повышение эффективности использования угодий – на основе проведения различных мероприятий:
    • орошение и осушение
    • химическая мелиорация
    • применение удобрений
    • освоение севооборотов
    • поверхностное и коренное улучшение лугов и пастбищ
    • по сохранению плодородия и охране почв:
      • полезащитное лесоразведение
      • почвозащитные технологии и севообороты
      • система мер по борьбе с водной и ветровой эрозией
      • другие
  3. улучшение угодий, влекущее необходимость перевода:
    • сенокосов – в пастбище
    • залежи – в пашню
    • заболоченного массива – в культурное угодье

Перевод с/х угодий из одного вида в другие, выполнение которого не предполагает изменение категории с/х земель (земли с/х назначения), в ряде случаев становится объективно необходимым.

Преобразование с/х угодий способно  обеспечить:

  • улучшение состава и площади интенсивно используемых угодий
  • укрупнение массивов угодий 
  • повышение продуктивности
  • защиту почвы от эрозии
  • охрану природных ландшафтов

Достигнуть всего этого можно за счёт проведения:

  • осушительных, оросительных, культуртехнических работ
  • мероприятий по окультуриванию земель

Трансформация с/х угодий – механизм преобразования землепользований, значительно изменяющий размещение угодий на территории:

  1. предусматривает организационно-хозяйственное и инженерно-техническое обоснование
  2. связан с решением правовых вопросов:
    • регулируется государственными органами – в целях организации рационального и эффективного  использования угодий
  3. проводится с соблюдением следующих требований:
    • общая площадь с/х угодий не может уменьшаться в результате их трансформации
    • целесообразность перевода каждого участка пашни в менее интенсивные виды угодий необходимо обосновывать исходя из конкретных условий производства
    • затраты на трансформацию угодий должны окупаться в установленные нормативные сроки

Финансирование землеустроительных работ по переводу с/х угодий из одного вида в другой:

  • проводимых по решению местного исполнительного органа, осуществляется за счёт бюджетных средств
  • проводимых по заявкам собственников и землепользователей  земельных участков – за счёт их средств

 

2. Дефицит возможностей федерального законодательства

 

Несложно заметить, что, в силу стратегического значения с/х угодий, федеральное земельное законодательство сконцентрировано не на внутренних преобразованиях угодий (внутри одной категории земель), а на их переводе в другие категории:

  • осуществляемом в исключительных случаях
  • означающем, что земли угодий:
    • можно перевести
      1. или в земли промышленности
      2. или в земли населённых пунктов
    • включить земли, непригодные для осуществления с/х производства, в состав земель:
      1. лесного фонда
      2. водного фонда
      3. земель запаса

Положения действующих федеральных законов, касающихся вопросов, связанных с эксплуатацией с/х угодий:

а) не допускают возможности перевода одного вида с/х угодий в другой по личному усмотрению владельца земли, использующего земельный участок с соответствующим титулом угодий:

  • собственники ЗУ, а также лица, не являющиеся их собственниками участков, согласно статье 42 ЗК, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их правовыми характеристиками:
    • целевое назначение
    • принадлежность к той или иной категории земель
    • разрешённое использование

б) устанавливают, что характер и порядок эксплуатации ЗУ, относящегося к землям с/х назначения, должны отвечать целевому назначению земельного надела (статья 260 ГК (пункт 2) – буквально означает:

  • владельцы земли с/х назначения, не имеют права по своему усмотрению переводить угодья, так сказать, из высшего класса/категории в низший – к примеру:
    • пашню – в пастбище или залежь и наоборот
    • сенокос следует использовать только для сенокошения, а пашню – в качестве пашни, периодически чередуя использование пахотных земель с созданием на них залежи 

в) не содержат правовых норм, на основании которых можно было решить задачу с трансформацией с/х угодий

Жёсткая позиция федерального законодательства в отношении приоритетных земель с/х назначения обусловлена государственными задачами:

  • охрана с/х земель
  • вовлечение в экономический оборот сельскохозяйственных угодий 

Ситуация с переводом угодий в иные виды внутри одной категории земель, всё же, не патовая. Трансформация допускается региональными законами/постановлениями (в случае принятия и утверждения в субъекте РФ), чему есть немало примеров, представленных ниже.

В то же время, власти регионов вправе отказаться от переводов  с/х угодий в иные виды или отменять ранее действовавшие Правила, устанавливающие возможность перевода угодий, как это сделал Минсельхоз Ставропольского  края (подробности – здесь).

 

3. Видоизменение с/х угодий – компетенция властей субъектов РФ

 

Земельные угодья, даже если они принадлежат с/х предприятию или гражданам на правах собственности, не могут использоваться как заблагорассудится, бесконтрольно.

В правовом отношении трансформация земель частично регулируется государственными органами. В некоторых российских регионах действуют законы и нормативно-правовые акты, допускающих изменение вида угодий на другие их виды:   

  1. при определённых условиях, сопряжённых с изменением  площадей  угодий конкретного вида, в соответствии с которыми может производиться (при условии сохранения общей площади угодий):
    • перевод менее ценных с/х угодий – в более ценные
    • преобразование более ценных с/х угодий – в менее ценные 
  2. на установленных основаниях, специфичных для региона и различающихся соответствующими признаками и показателями:
    • проявление негативных природных процессов:
      • водная и ветровая эрозия почвы
      • засоление почвы, вызванное критическим уровнем грунтовых вод 
      • т.д.
    • характеристики почв угодий:
      • отрицательные или положительные природные естественные свойства
      • низкий/высокий/средний уровень плодородия
    • экономическая эффективность хозяйственного использования угодий, определяющая производственную силу земли:
      • выход продукции
      • размер затрат на единицу площади
      • себестоимость единицы продукции
    • прирост чистого дохода и его отношение к капитальным затратам (коэффициент эффективности) – обобщающий показатель, позволяющий выбрать лучший вариант преобразования угодий
  3. с исключением из процесса трансформации тех с/х угодий, которые  относятся к федеральной собственности  

В зависимости от целей трансформации её характер и критерии оценки её необходимости – различные:

  • при переводе угодий из менее интенсивных в более интенсивные (пашни, пастбища коренного улучшения, сенокосы и т.д.):
    • основная цель – увеличение выхода продукции
    • главный критерий оценки – окупаемость капиталовложений
  • особенное внимание – максимально возможному использованию пашни, представляющей собой самый важный и ценный вид угодий 

Наличие с/х угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании:

  • актов обследования:
    • акты составляются органами муниципального земельного контроля
  • результатов изучения и анализа:
    • планово-картографических материалов
    • проектов землеустройства, мелиоративного строительства
    • материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий
    • данных земельного кадастра и инвентаризации земель

Примечание

Отсутствие в регионах принятых законов, правовых нормативных актов содержащих положения об условиях и порядке преобразования с/х угодий в другой их вид, – причина правовой невозможности решения задачи по переводу угодий в рамках категории их земель.  

 

4. Порядок трансформации с/х угодий в отдельных регионах России 

 

В ряде субъектов РФ сформирована законодательная база, позволяющая оценить возможность и условия  преобразования с/х угодий в другой их вид. При этом пашни, сенокосы, пастбища, а также земли, занятые многолетними насаждениями, классифицируются следующим образом:

  1. ценные с/х угодья
  2. менее ценные с/х угодья
    • то есть малопродуктивные с/х угодья – применительно к соответствующему району региона

Перевод ценных продуктивных с/х угодий в малопродуктивные угодья, как правило, обусловлен:

  • действием природных факторов
  • экономической целесообразностью

В отношении особо ценных продуктивных с/х угодий региональные законы предусматривают:

  • условия уменьшения площадей угодий соотвествующего вида
  • перевод угодий как в менее, так и в более ценные с/х угодья
    • за исключением земель, находящихся в федеральной собственности

Перевод угодий в другой вид производится:

  1. в исключительных случаях
  2. по решению региональных властей

 

4.1. Республика Северная Осетия-Алания

 

Закон «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» № 17-РЗ от 14.05.2004:

Пункт 2 статьи 10

В исключительных случаях, по решению Правительства Республики Северная Осетия-Алания, могут производиться: 

1. перевод более ценных с/х угодий:

  • пашни
  • земли, занятые многолетними насаждениями

в менее ценные с/х угодья:

  1. сенокосы
  2. пастбища

2. перевод менее ценных с/х угодий в более ценные с/х угодья (за исключением земель, находящихся в федеральной собственности)

 

4.2. Республика Дагестан

 

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» № 46 от 29.12 2003

Пункт 2 статьи 3 

По решению Правительства Республики Дагестан производятся в исключительных случаях:   

  1. уменьшение площадей:
    • орошаемых земель
    • пашни
    • земель, занятых ценными многолетними насаждениями:
      • садами
      • виноградниками
      • орехоплодными
      • другими
  2. перевод их в менее ценные с/х угодья
    • за исключением земель, находящихся в федеральной собственности

 

4.3. Республика Адыгея

 

Правовая основа трансформации с/х угодий изложена в Законе «О регулировании земельных отношений № 86 от 07.06. 2007.

Пункт 2 статьи 24

По решению Кабинета Министров Республики Адыгея, в исключительных случаях, могут производиться:

  1. сокращение площадей:
    • орошаемых и осушенных земель
    • пашни
    • земель, занятых многолетними насаждениями
  2. перевод их в менее ценные с/х угодья
    • за исключением земель, находящихся в федеральной собственности

 

4.4. Ростовская область

 

Вопросы перевода с/х угодий решаются на основании соответствующей статьи Областного закона «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» №19-зс от 22.97 2003:

Пункт 3 статьи 18

По решению Правительства Ростовской области, в исключительных случаях, связанных с проявлением негативных природных процессов, могут производиться:

  1. уменьшение площади:
    • искусственно орошаемых и осушенных земель
    • пашни
    • земель занятых ценными многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
  2. перевод в менее ценные виды с/х угодий
    • за исключением земель, находящихся в федеральной собственности

 

4.5. Республика Калмыкия (РК)

 

Порядок изменения вида с/х угодий, находящихся на территории Калмыкии, не относящихся к федеральной собственности, утверждён Постановлением Правительства РК № 116 от 27.03. 2014.  

Переводу в иные виды могут подлежать угодья как относящиеся к особо ценным продуктивным угодьям, так и не являющиеся таковыми.    

Основания для преобразования угодий, выполняемого в исключительных случаях, детализированы для самых разных видов трансформации земель:

  1. пашни и залежи – в пастбища:
    • видоизменение может проводиться в случае  существенного снижения плодородия почвы согласно критериям, определённым Правительством РФ
  2. пашни и залежи – в земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими):
    • преобразование допускается при наличии проектно-сметной документации по выполнению работ по посадке многолетних насаждений
  3. земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в иные виды с/х угодий:
    • условия изменения:
      • достижение предельного возраста многолетних насаждений
      • изреженность многолетних насаждений 
      • снижении продуктивности более чем на 30% от предусмотренной проектно-сметной документации
      • гибель растений в результате вымерзания или засухи более 30% многолетних насаждений
  4. сенокосы – в пастбища:
    • видоизменение может выполняться при наличии материалов почвенного, геоботанического и агрохимического обследований:
      • готовятся государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства РФ – в порядке, установленном специальным Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ №325 от 05.03.2021
      • должны содержать выводы о целесообразности изменения вида с/х угодий
      • должны быть согласованными с органом исполнительной власти в сфере сельского хозяйства
  5. пастбища – в пашню:
    • изменение может проводиться при значении уровня почвенного плодородия не ниже оптимального содержания:
      • согласно критериям, установленным Правительством РФ для типа почв в зональном разрезе региона
  6. пастбища – в пашню с необходимостью орошения:
    • перевод может выполняться при уровне почвенного плодородия ниже оптимального уровня содержания для типа почв в зональном разрезе Республики Калмыкия

Решение об изменении вида с/х угодий принимает Министерство по земельным и имущественным отношениям РК. Оно является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения республиканским имуществом (далее – уполномоченный орган).

Для преобразования с/х угодий заинтересованным лицам необходимо обратиться в уполномоченный орган – подать ходатайство об изменении вида с/х угодий.

Заявителями, заинтересованными в изменении вида с/х угодий, могут быть

  • органы государственной власти РК
  • органы местного самоуправления
  • юридические лица
  • граждане

Ходатайство подаётся по форме, представленной в приложении к Порядку. К нему должны прилагаться следующие документы:

  1. копии правоустанавливающих документов на ЗУ
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя:
    • физического лица
    • индивидуального предпринимателя
    • юридического лица
    • исполнительного органа государственной власти
    • органа местного самоуправления
  3. копия проектно-сметной документации по выполнению работ по посадке многолетних насаждений:
    • при изменении пашни и залежей в земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
  4. материалы почвенного, геоботанического и агрохимического обследований, содержащие выводы о целесообразности изменения вида с/х угодий:
    • согласованные с органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере сельского хозяйства (Министерство сельского хозяйства)
    • с приложением экспликации земель на земельный участок, выданной по состоянию на дату не ранее 30 дней до даты подачи ходатайства
  5. уведомление о подаче ходатайства, которое было направлено в орган местного самоуправления 
  6. материалы по оценке степени и типа засоления почв, уровня залегания грунтовых вод земельного участка для пригодности использования угодий под орошаемую пашню:
    • подготовленные в соответствии с нормативно-методическими материалами
    • согласованные с органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере сельского хозяйства (Министерство сельского хозяйства)
    • примечание:
      • агрохимическое обследование почв проводят специалисты отделов почвенно-агрохимических изысканий государственных центров (станций) агрохимслужбы (ГЦАС, ГСАС)
      • при производственной необходимости к проведению  таких работ могут привлекаться:
        • специалисты других подразделений ГЦАС (ГСАС)
        • специалисты районных (межрайонных), хозяйственных (межхозяйственных) агрохимических лабораторий, обладающие  лицензиями на проведение этих работ

Все документы, представляются непосредственно в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия:  

  • или лично заявителем
  • или руководителем, имеющим право действовать без доверенности
  • или представителем, полномочия которого подтверждаются доверенностью

Порядок рассмотрения ходатайства и принятия решений

Ходатайство с прилагаемыми к нему документами:

  • регистрируется в день его получения
  • запись делается в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью уполномоченного органа

Далее уполномоченный орган выполняет следующие действия:  

  1. проводит проверку документов:
    • в течение 3 рабочих дней от даты регистрации ходатайства
  2. направляет запрос в заинтересованные органы государственной власти (в порядке межведомственного информационного взаимодействия) – о представлении выписки (из ЕГРИП или ЕГРЮЛ) 
    • не позднее 3 рабочих дней от даты регистрации ходатайства 
  3. по результатам проверки, в  срок 10 календарных дней (от даты регистрации ходатайства), направляет заявителю  письменное уведомление:
    • или о принятии ходатайства к рассмотрению
    • или об отказе в принятии ходатайства – с указанием причины отказа:
      • неполное представление документов
      • форма или содержание представленных документов не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним
      • с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо
  4. принимает решение об изменении вида с/х угодий или направляет заявителю мотивированный отказ
    • в течение 30 календарных дней от даты регистрации ходатайства
  5. уведомляет заявителя о принятом решении:
    • в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения 

Основания для отказа в изменении вида с/х угодий

  1. несоответствие испрашиваемого изменения вида с/х угодий исключительным случаям, установленным Порядком
  2. недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных заявителями

 

4.6. Республики Саха (Якутия)

 

В Земельном кодексе Республики Саха (Якутия), утверждённом законом  № 888-З № 673-IV от 15.12. 2010, изложен Порядок перевода с/х угодий из одного вида в другой в пределах одной категории (статья 39).

В соответствии с указанным Порядком установлено следующее: 

  1. необходимость перевода с/х угодий обосновывается:
    • природными факторами
    • экономической целесообразностью дальнейшего использования угодий в составе других видов с/х угодий в пределах одной категории
  2. трансформация угодий может производиться в отношении земельного участка или земель
  3. наличие с/х угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании:
    • актов обследования, составленных органом муниципального земельного контроля
    • итогов изучения имеющейся документации:
      • планово-картографических материалов
      • проектов землеустройства
      • проектов мелиоративного строительства
      • материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий
      • данных земельного кадастра
      • сведений инвентаризации земель

Основания для перевода более ценных с/х угодий в менее ценные:

  • для пашни:
    • несоответствие агропроизводственных почвенных характеристик земель их фактическому использованию
    • высокий уровень загрязнённости токсичными веществами
    • неиспользование в качестве пашни более 3 лет
  • для залежи:
    • устойчивая потеря плодородия
  • для многолетних насаждений:
    • предельный возраст 
    • изреженность 
    • неудовлетворительный породный состав 
    • неблагоприятные почвенно-мелиоративные характеристики земель
  • для сенокосов:
    • вырождение луговой растительности
    • ухудшение культуртехнического состояния земель
  • для пастбищ:
    • сбитость
    • неиспользование в качестве пастбищ более 3 лет

Перевод орошаемых земель в неорошаемые

 Помимо  вышеперечисленных факторов, учитываются:

  • потеря связи с источником орошения
  • водонеобеспеченность
  • техническое состояние внутрихозяйственных оросительных систем
  • для земель лиманного орошения:
    • прекращение затопления вследствие перераспределения стока или отсутствия водных ресурсов
    • техническое состояние сооружений

Основания для перевода менее ценных с/х угодий в более ценные 

  • для залежи:
    • проведение с/х работ по освоению
  • для многолетних насаждений:
    • повышение плодородия
  • для сенокосов:
    • проведение с/х работ по освоению
  • для пастбищ:
    • поверхностное или коренное улучшение
    • естественное улучшение состояния травостоя

Ходатайство о переводе с/х угодий
 
Для перевода земельных участков с/х угодий из одного вида в другой заявитель:

  • правообладатель ЗУ
  • орган местного самоуправления:
    • городского округа
    • городского или сельского поселения

должен подать ходатайство о переводе с/х угодий из одного вида в другой – в орган местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (по месту расположения земель или земельного участка) с приложением необходимых документов.

В ходатайстве указываются:

  1. вид с/х угодья, из которого предполагается перевод
  2. вид с/х угодья, в который предполагается осуществить перевод
  3. основания перевода
  4. примечание:
    • кадастровые работы по переводу с/х угодий из одного вида в другой осуществляются за счёт заявителя

Документы, прилагаемые к ходатайству

  1. копии документов:
    • удостоверяющих личность заявителя – физического лица
    • выписка из ЕГРИП – для индивидуального предпринимателя
    • выписка из ЕГРЮЛ – для юридического лица
  2. выписка из ЕГРН на земельный участок
    • или текстовое описание границ и местоположения земель, предполагаемых к переводу – с приложением картографических материалов с нанесёнными границами
  3. акт обследования земель или земельных участков с выводами и предложениями:
    • составляется органом муниципального земельного контроля 
  4. экспликация земель или земельного участка, намечаемых к переводу из одного вида в другой
  5. схема полевого обследования:
    • с отображением выявленных с/х угодий, подлежащих переводу
  6. характеристика качества земель или земельных участков
    • должна быть удостоверена органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, на территории которого расположены земли или земельный участок
  7. сведения, удостоверенные управлением сельского хозяйства улуса (района):
    • о техническом состоянии оросительной сети, системы лиманного орошения, обводнительных сооружений
    • о стоимости основных фондов 

Рассмотрение ходатайства


Ходатайство о переводе с/х угодий из одного вида в другой с приложением необходимых документов передаётся в орган местного самоуправления муниципального района – для согласования с территориальными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области сельского хозяйства, водного хозяйства, охраны окружающей среды.

Орган местного самоуправления муниципального района направляет:

  • материалы по переводу менее ценных с/х угодий из одного вида в другой
  • заключение, составленное с учётом проведённых согласований

в орган местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения – для принятия решения:

  1. или о переводе сельских угодий из одного вида в другой
  2. или об отказе в указанном переводе

В случае перевода:

  • орошаемых земель в неорошаемые
  • неорошаемой пашни в другие менее ценные виды с/х угодий

орган местного самоуправления муниципального района направляет

  1. материалы по переводу орошаемых земель в неорошаемые, неорошаемой пашни в другие менее ценные виды с/х угодий
  2. заключение, составленное с учётом проведенных согласований

в уполномоченный орган – для согласования с органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области сельского хозяйства, водного хозяйства, охраны окружающей среды
 
По итогам согласования уполномоченный орган направляет:

  • материалы по переводу
  • заключение, составленное с учётом проведенных согласований

в орган местного самоуправления муниципального района – для принятия решения

  1. или о переводе с/х из одного вида в другой вид
  2. или об отказе в указанном переводе

 

Резюме

 

Трансформация с/х угодий – cложный процесс, влияющий на землеустройство территорий.

Итоги перевода угодий в иные виды не должны нарушать государственные интересы по организации рационального использования земельных ресурсов страны.

 

Полезно знать

 

  1. Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года – здесь
  2. Надстройка этажей здания – вид реконструкции здания. Алгоритм подготовки документации для возведения надстройки – здесь
  3. Об изменениях в Правилах технологического присоединения частных домов и земельных участков, а также о резком росте тарифов на их подключение к электросетям с 1 июля 2022 года – читать здесь
  4. Значение поправок, внесённых в июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ, – прогресс или полумеры? – читать здесь


Поделиться:






наверх