Правила сноса самовольных построек – с 2018 года


Содержание

  1. Законодательный пакет по регулированию ситуаций с самовольным строительством
  2. Новые правила сноса самовольных построек:
  3. Решения судов о самострое
  4. Сокращение возможностей муниципальных властей по сносу самовольных построек
  5. Приведение постройки в соответствие с установленными требованиями
  6. Принудительное изъятие участка при неисполнении требования о сносе самостроя
  7. Легализация самовольной постройки – шанс избежать сноса
  8. Меры защиты добросовестных владельцев при сносе самовольных построек
  9. Ответственность за самовольное строительство

 

1. Законодательный пакет по регулированию ситуаций с самовольным строительством

 

С проблемой самовольного строительства, будь то торговый павильон, несанкционированное здание на сельхозземле или дом на участках ИЖС и ЛПХ в населённых пунктах, а ещё хуже, если этот дом на таком участке по каким-то «чудесным» причинам оказался многоквартирным, государство боролось и борется административными и судебными способами.

Застройщики, не устранившие градостроительные нарушения, обязаны самостоятельно и за свой счёт сносить возведённые постройки. При их нерадивости администрациям приходилось ранее решать эту задачу, так сказать, «без церемоний». Финансовые затраты возлагались «строительных вольнодумцев».

На государственном уровне регулирование вопросов о ликвидации самовольного построеек всех масштабов происходит постоянно. Строительство многоквартирного жилья, ведущееся незаконным порядком на участках предназначенных под частную жилую застройку, потребовало более пристального внимания.

Подготовлены поправки к федеральному законодательству:

  • проект ФЗ № 301924-7:
    • регламентирует правила сноса самостроя
    • определяет меры защиты добросовестных владельцев построек
    • стал основой для ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 339-ФЗ от 3 августа 2018 года
  • проект ФЗ № 302153-7:
    • устанавливает:
      1. порядок надзора за строительством индивидуальных жилых и садовых домов
      2. порядок сноса домов и изъятие участков
      3. ответственность за те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению градостроительных регламентов

 

 

2. Новые правила сноса самовольных построек

 

Как прозвучало в новостном сообщении 1 канала TV от 5 августа 2018 года, вступивший в силу федеральный закон:

  • изменил основания и порядок сноса самовольной постройки,
  • усилил административные меры противодействия самовольному строительству.
  • установил дополнительные меры по защите прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество.

Отныне, прежде чем добиваться от владельца самостроя сноса строения, муниципальные власти обязаны предоставить ему время на самостоятельное устранение нарушений и на его полную легализацию, а узаконить самострой собственники могут теперь или через орган муниципальной власти или в суде.

Попытаемся разбраться, в чём конкретно заключаются вступившие в силу законодательные нововведения, изучив содержание закона.

 

2.1. Уточнение понятия «самовольная постройка»

 

Понятие произвольного строительства изложено в ГК РФ (статья 222):

самовольной постройкой признаётся здание, сооружение или другое строение, если их возведение выполнено в одном или в сочетании следующих обстоятельств:

  1. ЗУ не предоставлен в установленном порядке:
    • то есть на участок нет правоустанавливающих документов
  2. ВРИ земельного участка не допускает строительство таких объектов
    строительство проведено без получения разрешения на их строительство:
  3. строительство выполнено с разрешением на строительство, но с нарушением градостроительных и строительных норм и правил

 

2.2. Сокращение перечня объектов самостроя

 

Объекты, построенные по разрешению на строительство, выполненное, вместе с тем, с нарушением некотрых ограничений по использованию земельного участка, самостроем не считаются.

К правонарушениям в данном случае относятся:

  • нарушение ограничительных требований, установленных на момент начала создания постройки
  • нарушение требований, действующих на момент выявления самовольного строительства
  • нарушения действующих ограничений по использованию земельного участка, о которых застройщик:
    • не знал
    • не мог знать
    • не обязан был знать

Постройка не будет считаться самовольной, если она возведена с нарушением ранее действующих градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления самостроя.

Исключена ответственность застройщика за строительство в зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) при условии, что для него не был обеспечен публичный доступ:

  • к сведениям о таких зонах
  • к сведениям о границах ЗОУИТ
  • к информации об ограничительных трбованиях в ЗОУИТ по использовании земельных участков

К примеру, добросовестный застройщик не мог знать о нарушении расстояний до трубопроводов, сведений об охранных зонах которых не было в публичном доступе в ЕГРН. Его строение, отвечающее требованиям полученного разрешения на строительство, попадает в охранную зону трубопровода. Она возведена с нарушением ограничений по застройке земельного участка, но считаться самовольной постройкой не будет.

Определить ситуации, когда постройка не будет считаться самовольной и установить добросовестность застройщика, можно лишь при одновременном сочетании следующих условий:

  • у владельца самовольной постройки оформлены права на землю
  • застройщик получил разрешение на строительство и провёл все согласования
  • в ЕГРН не внесены сведения:
    • об ограничениях
    • об особых условиях использования земельного участка

Если на момент строительтва права на землю не были зарегистрированы и постройка появилась без разрешения на строительство, о добросовестности владельца участка судить не придётся.

 

2.3. Прямой запрет на решения муниципальных властей о сносе зарегистрированного самостроя

 

Запрещён снос самовольных построек с зарегистрированным правом собственности, возведённых без разрешения на строительство. По новому закону, муниципальные власти не вправе принимать решения о сносе.

Они теперь могут выноситься только судом, но после выявления факта использования застройщиком всех возможностей по устранению нарушений.

Ни власти, ни суд не могут принять решение о сносе постройки, по которой до принятия нового закона принято судебное решение об отказе в удовлетворении иска о сносе жилого или садового дома.

Не будет делаться снос частных жилых домов на участках для ЛПХ в населённом пункте, ИЖС, садовых и дачных участках с оформленными на них правами по «дачной амнистии», даже если построены они были без разрешения на строительство или попали в зону с особыми условиями. К самострою они не относятся. Это положение представляется важным, поскольку «дачная амнистия» в отношении объектов жилищного строительства граждан продлена до 1 марта 2020 года.

Введены также ограничения на признание самовольными постройками указанных объектов, права на которые зарегистрированы до 1 марта 2018 года.

Снос самовольных жилых домов и стоений на садовых и дачных участках запрещён, если одновременно выполняются следующие условия:

  • права на жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года или или эти права признаны судом
  • параметры жилых домов и жилых строений соответствуют:
    • предельным параметрам разрешённого строительства
    • реконструкции ОКС, установленным правилами землепользования и застройки
    • и (или) предельным параметрам таких объектов, установленным федеральным законом
  • на земельный участок с построенным жилым домом:
    • оформлено право собственности
    • надел эксплуатируется на ином законном основании

Запрет на снос самовольных строений распространяется на случаи перехода прав на перечисленные объекты.

По перечисленным объектам, построенным без разрешения на строительство, решения о сносе принимвтся в следующих случаях:

  • строения создают угрозу жизни и здоровью граждан
  • режим территориальной зоны не допускает стротельство объекта:
    • он подлежит сносу, но не как самовольная постройка
    • за выполнение сноса владельцу объекта положено возмещение убытков

 

3. Решения судов о самострое

 

Судебное решение о сносе или приведении постройки в соответствие с установленными градостроительными требованиями принимается в следующих случаях:

  1. невозможно привести постройку в соответствие с установленными градостроительными требованиями
  2. постройку возможно исправить

Владельцу земельного участка нужно выбрать способ устранения проблемы:

  • снести объект в срок 3 - 12 месяцев:
    • в зависимости от специфики строения
  • привести объект в соответствие с установленными градостроительными требованиями в срок от 6 месяцев до 3 лет:
    • в зависимости от специфики строения

К установленным требованиям относятся:

  • соблюдение градостроительных регламентов и параметров, установленных:
    • правилами землепользования и застройки поселения
    • документацией по планировке территории
    • требованиями к параметрам постройки
  • соблюдение:
    • действующих ограничений по использованию земельного участка
    • действующих строительных норм и правил
    • действующих экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов

 

4. Сокращение возможностей муниципальных властей по сносу самовольных построек

 

Новый закон сократил полномочия органов власти по принятию ими решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке. В качестве приоритета закон определил:

  • увеличение объёма гарантий судебной защиты граждан
  • расширение круга вопросов, решаемых только в судебном порядке

Самовольная постройка может быть снесена только по решению суда. Органы местного самоуправления не вправе принимать решение в отношении самовольных построек:

  1. о сносе
  2. о приведении в соответствие с установленными требованиями

в следующих случаях:

  • право собственности на строение уже зарегистрировано в ЕГРН
  • построенный объект – жилой или садовый дом, многоквартирный жилой дом
  • строение возведено до 2001 года, когда вступил в силу Земельный кодекс РФ 
  • застройщик не получил разрешение на строительство в отношении зданий, сооружений, других строений, возведённых до дня вступления в силу ГрК РФ № 73-Ф3 от 7.05.1998 года:
    • с августа 2018 года – без уведомления о соответствии параметрам строительства)

 

4.1. Когда муниципальные власти вправе принять решение о сносе самостроя

 

Принятие решения органов местного самоуправления о сносе самовольно возведённого здания без суда допустимо только в следующих случаях:

  • отсутствие разрешений на строительство:
    • с августа 2018 года – без уведомления о соответствии параметрам строительства)
  • на землю нет документов
  • вид разрешённого использования земельного участка, на котором возведена постройка, не допускает строительство такого объекта
  • земельный участок с постройкой относится к территории общего пользования
  • постройка находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает строительство такого объекта

С формами работы органов власти по выявлению и сносу незаконных построек, с установлением порядка оплаты за их снос можно ознакомиться на примере деятельности Администрации городского округа Самара. Об этом в представленном видео-материале рассказывает руководитель Правового департамента Дмитрий Попов:

 

 

5. Приведение постройки в соответствие с градостроительными и ограничительными требованиями

 

Решение муниципальных властей о приведении постройки застройщика в соответствие с установленными градостроительными и ограничительными требованиями, принимается в следующих ситуацииях

  • объект находится в охранной зоне
  • нет разрешения на строительство
    • с августа 2018 года – нет уведомления о соответствии параметрам строительства)
  • на землю и на постройку нет правоустанавливающих документов

Судебные решения о приведении постройки в соответствие с требованиями законодательства принимаются в любых случаях нарушений этих требований.

 

6. Принудительное изъятие участка при неисполнении в срок требования о сносе самостроя

 

Принудительное изъятие земельного участка при неисполнении в срок решения о сносе самовольной постройки – новшество, введённое законом в качестве меры противодействия недобросовестным застройщикам.

Если решение о сносе самовольной постройки в течение срока, установленного администрацией, собственником будет проигнорировано, то муниципальные власти обязаны уведомить застройщика о следующем решении, в котором снос самовольного строения должен быть выполнен в срок 3 - 12 месяцев (в зависимости от специфики строения).

Если же в течение этого срока самовольная постройка не снесена или не приведена в соответствие с требованиями, запускается механизм принудительного изъятия земельного участка у его собственника. Изъятие делается независимо от того, кем возводилась самовольная постройка (самим собственником или арендатором).

Лишение права собственности на земельный участок – это исключительная мера, соразмерная последствиям, вызванным самовольным строительством (к примеру, причинён вред окружающей среде).

 

7. Легализация самовольной постройки – шанс избежать сноса 

 

Закон предоставил собственникам возможность избежать сноса самовольной постройки путём оформления её в собственность в соответствии с градостроительными требованиями.

Приведение самовольной постройки к соответствию с установленными требованиями должно осуществляться в порядке реконструкции объектов капитального строительства (с августа 2018 года – через уведомление о соответствии параметрам строительства)

Срок устранения нарушений – от 6 месяцев до 3 лет (зависит от специфики объекта).

В течение всего этого срока:

  • пользоваться и распоряжаться постройкой и земельным участком нельзя
  • постройку запрещено эксплуатировать, продавать, дарить, сдавать в аренду
  • с земельным участком нельзя проводить никаких сделок

После устранения нарушений:

  • строение необходимо зарегистрировать в ГКН
  • оформить на строение право собственности

После этого, разумеется, появляются права пользования и распоряжения как бывшим самостроем, преобразованным в юридически законное строение, так и земельным участком, постройка на котором стала легитимной.

 

8. Меры защиты добросовестных владельцев при сносе самовольных построек

 

Право застройшика на возмещение убытков из казны Российской Федерации возникает в случае, когда произошла покупка объекта с зарегистрированным правом собственности, но впоследствие:

  • строение было признано самовольной постройкой
  • строение:
    • должно быть снесено по принятому решению о сносе
    • приведено в соответствие с установленными требованиями

Это однократная компенсация. Она возмещает:

утрату права собственности на здание, сооружение, другое строение,
расходы, понесённые лицом или органом, за счёт которых были выполнены:

  1. снос строения
  2. приведение строения в соответствие с установленными требованиями

О размере возмещения убытков

В расчёт размера убытков, возмещаемых из госказны, могут включаться:

  • рыночная стоимость (при сносе самовольной постройки)
  • стоимость, равная разнице между рыночными стоимостями постройки до и после приведения её в соответствие с установленными градостроительными и ограничительными требованиями
  • убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения собственниками самовольных построек своих обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключённых с такими лицами договорах
  • упущенная выгода

 

9. Ответственность за самовольное строительство

 

Самовольное строительство, кроме сноса или устранения несоответствия установленным требованиям, чревато наложением на владельцев самостроя административных штрафов.

Административная ответственность установлена за строительство и реконструкцию, произведенные без разрешения. Она распространится на большее число случаев, связанных с различными особенностями самовольного строительства. Перечислим их.

1. Самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта, установленных ПЗЗ, документацией по планировке территории, федеральными законами

В этом случае устанавливаются штрафы:

  • граждан – в размере от 2 до 5 тыс. рублей
  • должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей
  • предпринимателей без образования юридического лица – от 20 до 50 тыс. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток
  • юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

2. Эксплуатация самовольной постройки

Если самовольная постройка расположена на участке:

  • предоставленном в аренду
  • приобретенным на публичных торгах

с обязательством по её сносу или приведению в соответствие установленным градостроительным и ограничительным требованиям, размер штрафов за эксплуатацию постройки будут аналогичны тем, что определены для случая нарушения установленных предельных параметров объекта строительства.

3. Невыполнение застройщиком решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями

Санкции предполагают наложение штрафа в следующих размерах:

  • на граждан – от 20 до 50 тыс. руб.
    • или обязательные работы на срок до 50 часов
  • на предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб.
  • на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб.

5. Строительство, реконструкция объектов привела к нарушению предельных параметров, установленных ПЗЗ, документацией по планировке территории, параметров объектов капстроительства, установленных федеральными законами

В указанной ситуации штраф может составить:

  • для граждан – от 2 до 5 тыс. руб.
  • для должностных лиц и ИП – от 20 до 50 тыс. руб.
  • для организаций – от 500 тыс. до 1 млн руб.
    • с альтернативой штрафу в виде административного приостановления деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

 

Резюме

 

Целями законодательных инициатив стали:

  • пресечение распространенные нарушений в области градостроительной деятельности
  • достижение благоприятного влияния на развитие строительной отрасли без установления дополнительных административных барьеров
  • защита прав и законных интересов добросовестных застройщиков и приобретателей недвижимого имущества 

 

Полезная информация

 

  • «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
  • Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
  • С нормами строительства на дачных участках можно ознакомиться здесь
  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) –  здесь
  • Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) – здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов – 2018 – с ним можно ознакомиться здесь

Поделиться:






наверх