Соглашение о перераспределении участков с землями муниципалитета и государства – порядок заключения с 2018 года


документы

примерная форма заявления

примерная форма заявления

согласие на обработку данных

согласие на обработку данных

примерная форма заявления

примерная форма заявления

типовой проект соглашения

типовой проект соглашения

пример схемы расположения образуемого участка на КПТ

пример схемы расположения образуемого участка на КПТ

Содержание

  1. Заявление о перераспределении земельных участков
  2. Документы, прилагаемые к заявлению
  3. Подготовка схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
  4. Способы подачи заявления
  5. Срок рассмотения заявления
  6. Результаты рассмотрения заявления
  7. Отказ администрации в заключении соглашения о перераспределении земельных участков
  8. Заключительные этапы

 

 

1. Заявление о перераспределении земельных участков

 

Cоглашение о перераспределении земельных участков готовится на основании заявления претендента на прирезку дополнительной площади к его наделу, предоставленному для ИЖС, ЛПХ, огородничества или садоводства.

Заявителями могут быть физические и юридические лица.

От принадлежности участков и земель, из которых обеспечивается увеличение площади исходного надела, зависит, в какой орган власти нужно подать заявление:

  • министерство государственного имущества и земельных ресурсов областей
  • государственный комитет областей по имущественных отношениям
  • местная районная, городская и сельская администрация

Заявление пишется на бланке, выдаваемом заявителю при его обращении в орган власти. Форма заявления не является общепринятой, поскольку в каждом муниципалитете устанавливается свой вариант (примерные варианты представлены в разделе «документы» в правой колонке этой страницы).

Наличие проекта межевания территории (ПМТ) – правовая основа перераспределения ЗУ. В случае, когда такого проекта нет, используется схема расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ). В них вносятся данные о ЗУ, который появляется в результате перераспределения. Физически перераспределение осуществляется в ходе межевания участка.

 

2. Документы, прилагаемых к заявлению 

 

Перечень документов изложен в Земельном кодекса РФ (пункт 2 статьи 39.29).

данные о заявителе:

а) для физических лиц:

  • фамилия, имя и (при наличии) отчество
  • место жительства
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя

б) для юридических лиц:

  • сведения о наименовании и местонахождении юридического лица
  • государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ (в едином государственном реестре юридических лиц)
  • идентификационный номер налогоплательщика (исключение составляют случаи, когда заявителем является иностранное юридическое лицо)
  • кадастровые номера участков, подлежащих перераспределению
  • реквизиты ПМТ
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты (для связи с заявителем)

К заявлению также должны быть приложены следующие материалы и документы:

  • копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю (для случая, когда право собственности не зарегистрировано в ЕГРН, либо выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости
  • схема расположения ЗУ с увеличенной площадью на КТП

 

3. Подготовка схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории

 

Претендент на увеличение своего земельного надела перед подачей заявления о его пререспределении должен выяснить:

  • кто является владельцем смежного участка
  • убедиться, что что смежный участок:
    • не в собственности иного физического или юридического лица
    • относится к муниципальным или государственным землям

Обоснованием мотива заявления является схема расположения на кадастровом плане территории (КПТ) земельного участка, увеличенного в результате перераспределения. Готовится она заявителем (пункт 8 статьи 11.10 ЗК РФ).

Готовых схем расположения земельного участка с увеличенной площадью на КПТ нет. Самостоятельно выполнить её крайне затруднительно.

Потребуется помощь кадастрового инженера

  • для подготовки схемы необходимо соблюсти требования к формату схемы – она должна соответствовать
    • материалам территориального планирования
    • правилам землепользования и застройки (ПЗЗ)
    • землеустроительной документации
    • положению об особо охраняемой природной территории
    • целому ряду других документов
  • в схеме:
    • указываются площади образуемого, исходного и добавляемого участков
    • графически отображается присоединение границ существующего участка к границам прирезаемой части участка или части земли

При подготовке схемы расположения увеличенного участка на КПТ должны соблюдаться:

  • недопустимость ситуаций, приводящих к нарушению ЗК РФ в части образования участков, изложенных в статье 11.9, с обязательным обеспечением:
  • соответствие площади участка, образуемого при распределении, установленным в поселении предельным размерам
  • исключение ситуаций:
    • полного или частичного наложения образуемого участка на другой образуемый участок, по которому:
      1. принято положительное решение по утверждению схемы его расположения на КПТ
      2. срок действия решения не истёк
    • пересечения границ участка, получаемого при распределении участков, с границами муниципальных образования и (или) границ населённых пунктов
    • запрета на использавание надела, образуемого при распределении, по причине обременения (ограничения) в соответствии с ВРИ исходного участка
    • появления препятствий для рационального использования и охраны земель:
      1. изломанности границ
      2. вкрапливания
      3. вклинивания
      4. чересполосицы
      5. невозможности размещения объектов недвижимости
    • нарушения требований земельного и иного законодательства:
      1. пересечения границ участка с границами:
      2. территориальных зон
      3. лесничеств
      4. лесопарков
      5. «попадания» ЗУ, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границы территории с утверждённым проектом межевания территории

К подготовке схемы расположения увеличенного участка на КПТ нужно отнестись максимально тщательно, поскольку нарушение даже одного из перечисленных требований может причиной отказа по утверждению этой схемы (соответственно, и причиной отказа в согласии властей на прирезку).

 

4. Способы подачи заявления

 

В статье 39.29 (пункты 5 и 6) ЗК РФ указано, что у заявителя существует возможность выбора наиболее удобного для него способа подачи заявления:

  • лично – при непосредственном прибытии в орган власти
  • с помощью почтовой связи на бумажном носителе
  • в форме электронных документов

Заявление о перераспределении ЗУ может быть возвращено заявителю в срок 10 дней со дня его получения по следующим обстоятельствам:

  • не соответствует требованиям по его оформлению (написанию)
  • подано в иной орган
  • не приложены документы, необходимые для его рассмотрения

При возврате заявления о перераспределении ЗУ в обязательном порядке указываются все причины, послужившие обоснованием такого действия администрации.

 

5. Срок рассмотрения заявления

 

Законодательством установлены 3 срока рассмотрения заявлений о перераспределении земельных участков, отсчитываемых со дня их поступления.

  • Срок 30 рабочих дней

Это «стандартный» срок для случая, когда участок и добавляемый к нему небольшой кусок расположены на землях муниципалитета (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).

  • Срок 35 рабочих дней

Это время установлено для случая, когда добавляемый участок находится в государственной собственности.

Администрации при этом необходимо согласовать схему расположения увеличенного земельного участка на КПТ с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений:

  1. для получения сведения о том, относится или нет добавляемая площадь к лесному фонду, из земель которого прирезка не может быть осуществлена)

Возможность продления срока рассмотрения заявления в указанном случае регламентирована требованиями ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статья 3.5 ФЗ 137-ФЗ).

  • Срок 45 рабочих дней – максимальный

Необходимость продления срока в 30 дней на 15 рабочих дней может быть обусловлена рядом обстоятельств, к примеру, связанных с несвоевременным получением документации и материалов от органов или служб, в которые администрация делала запросы в порядке информационного взаимодействия.

О возможности продления срока рассмотрения заявления до максимального говорится в пункте 8.1 статьи 39.29 ЗК РФ).

О продлении срока рассмотрения поступившего заявления орган власти уведомляет заявителя.

 

6. Результаты рассмотрения заявления

 

В установленный срок рассмотрения заявления администрация занимается такими задачами:

  • анализирует поступившие вместе с заявлением документы и материалы
  • при необходимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, делает запросы в соответствующие органы и службы о предоставлении дополнительных материалов
  • проводит согласование с органом исполнительной власти субъекта РФ

По итогам рассмотрения заявления администрация принимает одно из следующих решений:

  1. об утверждении схемы расположения земельного участка
  2. отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участковпри наличии обоснования

Основания для отказа не могут быть произвольными. Их содержание прописано в ЗК РФ пункт 9 статьи 39.29).

При положительном решении об утверждении схемы расположения ЗУ администрация направляет заявителю своё согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с ПМ территории.

К нему прилагается графический материал – сама схема. Она содержит следующие данные об увеличенном участке:

  • площадь
  • адрес участка
  • описание местоположения ЗУ (при отсутствии адреса)
  • кадастровый номер участка, из которого предусмотрено образование земельного участка
  • территориальная зона, в границах которой образуется ЗУ
  • ВРИ ЗУ в случаях: когда градостроительный регламент:
    • не распространяется на образуемый земельный участок
    • не устанавливается для образуемого земельного участка
  • категория земель образуемого ЗУ

При отрицательном решении в заключении соглашения о перераспределении земельных участков администрации уведомляет об этом заявителя

 

7. Отказ администрации в заключении Соглашения о перераспределении земельных участков

 

Мотивом для отказа может стать как совокупность нескольких, так и хотя бы одна из следующих причин:

  • заявление не соответствует случаям перераспределения земельных участков, предусмотренным законом
  • к заявлению не приложено письменное согласие третьих лиц, имеющих права на участок, площадь которого планируется увеличить:
    • на образованном при распределении участке находится здание, сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственностью иных граждан или юридических лиц, либо собственностью государства или муниципалитета
  • добавляемый участок:
    • оказался в составе муниципальной или государственной земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте
    • находится в составе земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд
  • по добавляемому участку:
    • сделано предварительное согласование о его предоставлении, срок действия которого не истёк, а сам участок выставлен на аукцион, по которому опубликовано извещение о проведении
    • подано другое заявление о предварительном согласовании о предоставлении, уже находящееся на рассмотрении, но решения по утверждению схемы расположения и самому согласованию ещё не приняты
  • площадь образуемого участка больше на 10% и выше, чем установленный предельный максимальный размер (площадь)
  • прирезаемый участок должен формироваться как самостоятельный участок
  • исходный участок не отмежёван
  • площадь исходного участка требует уточнения
  • схема расположения земельного участка:
    • не соответствует:
      1. стандарту формы изготовления
      2. требованиям по подготовке
      3. проекту планировки территории
      4. землеустроительной документации
      5. положению об особо охраняемой природной территории
      6. границам территории, для которой утверждён ПМ (проект межевания) территории
    • совпадает полностью или частично с местоположением исходного земельного участка
    • выполнена с нарушениями

Примечание

Если о добавляемом участке муниципальной или государственной земли отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости (ГКН), то это обстоятельство не может быть причиной отказа в заключении Соглашения о перераспределении земельных участков (пункт 12 статьи 39.29 ЗК РФ).

Перераспределением участков заявитель сможет заняться по завершении:

  1. кадастровых работ
  2. кадастрового учёта исходного участка в ГКН

 

8. Заключительные этапы

 

  • Действия заявителя
  1. выполнение межевых работ по формированию образуемого участка
  2. проведение кадастрового учёта образованного надела, полученного  в результате перераспределения
  3. предъявление в администрацию кадастрового паспорта образованного в результате перераспределения земельного участка 
  • Действия администрации

После получения от заявителя кадастрового паспорта образованного земельного участка, в срок не более 30 дней, администрация направляет ему подписанные со своей стороны экземпляры проекта Соглашения о перераспределении земельных участков.

  • Следующие действия заявителя

Не позднее 30 дней со дня получения экземпляров проекта Соглашения заявитель обязан:

  1. подписать их
  2. оплатить в полном объём стоимость добавленной земли, указанную в Соглашении

В платёжном документе в поле «Назначение платежа» необходимо указать: «Плата за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения по Соглашению от __ № __».

За нарушение срока внесения платы по Соглашению, заявитель (собственник образуемого участка) выплачивает пени из расчёта 0.5% от просроченной суммы платежа, за каждый календарный день просрочки.

После произведенной оплаты Собственник представляет в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

 

Внимание 

 

Вы ознакомились с разделом № 4 статьи

Начало статьи:

  1. Перераспределение земельных участков – что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году
  2. Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель – требования к участкам и размерам прирезок
  3. Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

 

Полезная информация

 

  • Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
  • Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
  • Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
  • Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
  • «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь

Поделиться:






наверх