Туризм и рекреационная деятельность на ООПТ – 2023


Содержание

  1. Главные темы нововведений
  2. Туристическая деятельность в государственных природных заповедниках
  3. Организация рекреационной деятельности в национальных парках
  4. Регулирование отношений, связанных с рекреационной деятельностью в национальных парках
  5. Туристко-рекреационная деятельность в особых экономических зонах. Обязанности действующих арендаторов ЗУ

1. Главные темы нововведений

 

1.1. Принципы организации рекреационной деятельности на ООПТ

 

Новые правила организации туризма и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) вступил в силу 1 сентября 2023 года. Они установлены законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №77-ФЗ  от 18.03.2023).

В Законе формулированы  основные принципы осуществления рекреационной деятельности на ООПТ:

  • в дополнении к ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях №33-ФЗ статьи 5_2 «Туризм на особо охраняемых природных территориях и его критерии, особенности»

К критериям и особенностям организации туризма на ООПТ отнесены:

  1. экологическая ориентированность
  2. сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов
  3. запрет на изменение площади, местоположения и границ функциональных зон ООПТ:
    • заповедной зоны
    • особо охраняемой зон
    • зоны традиционного экстенсивного природопользования
  4. запрет на превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки:
    • новые методики расчёта рекреационной ёмкости природных территорий и объектов позволят поднять на новый уровень безопасность туризма для природы и привлекательность для посетителей
  5. обеспечение транспортной доступности природных территорий по итогам их приоритизации у туристов – с учётом:  
    • популярности населённых пунктов поблизости от ООПТ
    • возможностей для развития детского туризма.
  6. создание специально оборудованных туристических мест и маршрутов
  7. обеспечение безопасности туризма
  8. минимизация негативного воздействия на окружающую среду:
    • использование оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду:
      • объектов инфраструктуры, транспорта
      • оборудования
    • запрет на строительство жилых домов
    • запрет на строительство на территориях государственных природных заповедников тех объектов: которые не связаны с выполнением задач, возложенных на заповедники;
      • объектов капитального строительства
      • некапитальных строений
      • сооружений
  9. в целях создания инфраструктуры гостеприимства – разрешение на создание в национальных парках следующих типов объектов:
    • объекты для временного размещения посетителей при посещении национальных парков
    • объекты культурного и экологического просвещения
    • объекты общественного питания и бытового обслуживания
    • объекты для организации и осуществления передвижения посетителей
    • объекты для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков
    • объекты для обеспечения функционирования объектов, перечисленных выше
  10. сохранение ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  11. привлечение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры ООПТ
    • регламентация земельно-правовых отношений между государством и бизнесом на ООПТ
      • предоставление земельных участков на праве аренды на 49 лет по итогам торгов
      • заключение соглашения с предпринимателями об осуществлении ими рекреационной деятельности:
        • на условиях и в порядке, которые установлены Законом № 77-ФЗ
        • прописывают мероприятия по предупреждению причинения вреда окружающей среде
      • решение вопросов о выдаче малому и среднему бизнесу кредитов на строительство некапитальных объектов в рекреационных зонах ООПТ
  12. вовлечение в сферу развития рекреационной деятельности местных жителей, проживающих на природных территориях
  13. обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности 

 

Механизм организации рекреационной деятельности и туризма на ООПТ

 

Организацией рекреационной и туристической деятельности на ООПТ занимаются (соответственно статусу природной территории):

  • федеральные органы исполнительной власти
  • органы исполнительной власти субъектов РФ
  • органы местного самоуправления

в ведении которых находятся ООПТ.

Для предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия органы власти, перечисленные выше, наделены полномочиями устанавливать:

  1. особенности рекреационной деятельности на ООПТ
  2. перечни допускаемых к созданию на ООПТ:
    • некапитальных строений, сооружений
    • объектов благоустройства

 

Намерения законодателя

 

Минприроды России, инициатор законодательных нововведений,  считает, что принятый закон об экологическом туризме на ООПТ (№77-ФЗ) будет способствовать как развитию туристической инфраструктуры заповедных мест, так и самих регионов, в которых расположены особо охраняемые природные территории. А новые правила организации рекреационной и туристической деятельности в ООПТ станут гибким правовым инструментом, позволяющим:

  1. равномерно распределять туристические потоки:
    • чтобы не получилось так, что в одно живописное место будут ездить миллионы людей, а о другом – никто не знает
    • чтобы туристы не топтались по одному участку тропы, но и не расходились куда попало
    • чтобы обеспечить активное управление состоянием природных ресурсов – с определением, сколько людей и каким образом могут посмотреть на животных, чтобы те продолжали комфортно себя чувствовать
  2. создать условия для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры ООПТ
  3. создать приемлемые условия пребывания туристов:
    • хоть для экотуризма, по определению, главным является только природа, но в горах или лесах туристу всё равно нужно где-то жить и что-то есть – а потому предусмотрено направление финансов инвесторов на создание инфраструктуры:
      • пунктов размещения и питания
      • визит-центров
      • экологических троп
  4. обеспечить гражданам возможность:
    • комфортно путешествовать по России
    • посещать ООПТ для наблюдения за природой и приобщения к ней
    • увидеть уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение

1.2. Предельно допустимая рекреационная ёмкость ООПТ

 

Законом №77-ФЗ (в перечне критериев организации туризма на ООПТ) введено такое понятие, как предельно допустимая рекреационная ёмкость.

Под ней понимается порог числа туристов в ООПТ, превышение которого недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Предельно допустимая рекреационная ёмкость ООПТ:

  1. это максимальное количество посетителей в единицу времени, которые в качестве туриста могут посетить ООПТ или её отдельные части
    • без деградации (необратимых нарушений, выполняемых ими жизнеобеспечивающих функций)
      • природных комплексов и объектов
      • объектов растительного и животного мира
      • естественных экологических систем
    • без нарушения режима особой охраны природной территории
  2. представляет собой показатель способности природной системы:
    • к восстановлению изъятых из неё ресурсов
    • к нейтрализации вредного антропогенного воздействия
  3. определяется:
    • количеством людей на единице площади
    • временем их пребывания на объекте рекреации
    • видом туризма

Предельно допустимая рекреационная ёмкость ООПТ, её отдельной части (зоны) или отдельного туристского объекта – количественный показатель, в который интегрированы количественные и качественные параметры оптимального режима охраны и использования природных комплексов и объектов в целях осуществления туристской/рекреационной деятельности на ООПТ.

Любая деятельность по развитию туризма подчинена показателям рекреационной ёмкости ООПТ.

1.3. Расчёт рекреационной нагрузки

 

Расчёт рекреационной нагрузки в ООПТ федерального значения должен выполняться в соответствии с порядком, который разрабатывается Правительством России.

Типовой порядок расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ регионального и местного значения при организации на их территориях туризма (проект):

  1. разработан Минприроды России
    • опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов – смотреть здесь
    • текущая версия (в разделе «Этапы проекта») – смотреть здесь 
  2.  устанавливает:
    • регламент и механизм утверждения норм рекреационной нагрузки для типовых ООПТ – по природно-климатическим, ландшафтным и иным показателям
    • требование о согласовании вопроса введения показателя предельно допустимой рекреационной нагрузки
  3. предоставляет органам местного самоуправления право утверждать методические указания по составлению расчетов предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ местного значения при осуществлении туризма, находящихся в их ведении.
  4.  определяет зависимость методики расчёта рекреационной ёмкости ООПТ:
    • от разрешённых видов деятельности в соответствующих функциональных зонах ООПТ
    • от инфраструктуры, существующей в ООПТ

Расчёт предельно допустимых нагрузок осуществляется централизованно:

  • каждое ФГБУ, осуществляющее управление ООПТ, должно рассчитывать нагрузки по утверждённым методикам
  • предусмотрено выполнение расчётов рекреационных нагрузок одновременно:
    • для ООПТ в целом
    • для функциональных зон национальных парков
    • для отдельных экологических маршрутов:
      • для троп с открытым грунтом будет применяться один расчёт, для троп с деревянным настилом – второй, для скал – третий и т.д.
      • с учётом наличия мусорных баков, туалетов и т.д.

Региональные министерства экологии:

  • определяют правила организации и осуществления туризма 
  • утверждают порядок расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости охраняемых территорий при организации туризма

Расчет предельной рекреационной нагрузки позволяет

  1. выявить возможности ООПТ по приёму туристов
  2. определить то количество людей, которое сможет там находиться с причинением минимального ущерба.
    • к примеру, нагрузку в местах наиболее интенсивного посещения природных территорий нужно ограничивать в период гнездования птиц

2. Туристическая деятельность в государственных природных заповедниках

 

1. Запреты

 

На территории государственного природного заповедника запрещается:

  1. любая деятельность, противоречащая:
    • задачам заповедника
    • режиму особой охраны территории заповедника
      • конкретный режим особой охраны устанавливается положением о государственном природном заповеднике
  2. строительство объектов в целях, не связанных с выполнением задач, возложенных на государственные природные заповедники:
    • ОКС
    • некапитальных строений
    • сооружений 

 

2. Разрешения

 

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования

  • не включающих:
    • естественные экологические системы
    • природные комплексы
  • не являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник

допускается деятельность, направленная:

  1. на организацию и осуществление туризма
  2. на обеспечение:
    • охраны и использования государственного природного заповедника
    • жизнедеятельности граждан, проживающих на территории заповедника

3. Организация рекреационной деятельности в национальных парках

 

Рекреационная деятельность на территориях национальных парков, связана с выполнением работ, оказанием услуг в сфере:

  • туризма
  • физической культуры и спорта
  • организации отдыха и укрепления здоровья граждан

Заниматься рекреационной деятельностью допускается в специальных зонах:

  • такие зоны определяются в соответствии с зонированием территории национального парка:
    • устанавливаются в положении о конкретном национальном парке
  • к таким зонам относятся:
    • рекреационная зона
    • зона хозяйственного назначения
    • зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ 

Для национальных парков введён запрет на строительство и эксплуатацию ОКС, относящихся к жилым домам. Это означает также следующее – запрещено размещение туристов:

  1. в сельских гостевых домах на земельных участках, расположенных в пределах населённых пунктов, включённых в состав земель национальных парков
  2. в юртах и иных жилищах малых коренных народов, занимающихся  хозяйственной деятельностью в национальных парках

 

Алгоритм осуществления рекреационной деятельности в национальном парке

 

Рекреационную деятельность в национальных парках осуществляют:

  • ФГБУ, который управляет соответствующим национальным парком
  • инвесторы, заключившие соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке:
    • юридическими лицами
    • индивидуальными предпринимателями 

Алгоритм организации туристско/рекреационной деятельности изложен в дополнении к Закону №33-ФЗ – в новой статье 17_1:

  1. предоставление инвесторам земельных участков в аренду:
    • исключительно на условиях выполнения природоохранных обязательств
    • на основе торгов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
    • при условии заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (в том числе – физкультурно-оздоровительной и спортивной) 
  2. установление для строительства/реконстркуции/эксплуатации объектов и сооружений без предоставления ЗУ в аренду :
    • сервитута
    • публичного сервитута
  3. рекреационная деятельность (в том числе – физкультурно-оздоровительная и спортивная) ведётся:
    • с учётом функционального зонирования территории национального парка
  4. в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, в рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках:
    • строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации ОКС
    • снос ОКС
    • возведение эксплуатация и демонтаж некапитальных строений
    • возведение:
      • сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
      • элементов благоустройства
      • объектов сопутствующей инфраструктуры 

В перечень объектов, утверждаемый Правительством РФ, могут включаться объекты, предназначенные для следующих задач:

  • временное размещение посетителей национальных парков:
    • гостиницы
    • кэмпинги
    • глэмпинги
    • прочие объекты
  • культурное развитие и экологическое просвещение
  • предоставление услуг общественного питания и бытового обслуживания
  • организация и обеспечение передвижения посетителей
  • обеспечения функционирования перечисленных объектов

В национальных парках федерального значения определены ограничения экономической и иной деятельности, которая допускается к осуществлению на ООПТ. Правительством РФ устанавливаются особенности:

  • строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов
  • строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса капитальных объектов 
  • сноса объектов капитального строительства

 

4. Регулирование отношений, связанных с рекреационной деятельностью в национальных парках

 

4.1.  План рекреационной деятельности

 

Организация рекреационной деятельности в национальном парке – компетенция ФГБУ, управляющего соответствующим национальным парком.

Для администраций национальных парков Законом №77-ФЗ введена обязанность –  разработка плана рекреационной деятельности на ООПТ, находящейся в их ведении. В связи с этим Закон №33-ФЗ дополнен статьёй 17_2 «Планирование осуществления рекреационной деятельности в национальных парках».

План рекреационной деятельности должен быть:

  • согласован с главой региона, где расположена ООПТ
  • утверждён Минприроды России

План включает следующую информацию:

  1. площадь, местоположение и границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов
  2. перечень рекреационных объектов, допустимых к размещению
    • с указанием параметров таких объектов
  3. сведения о существующих и планируемых к строительству линейных объектах
  4.  данные:
    • о посещаемых природных комплексах и объектах
    • о допустимой рекреационной ёмкости территории при осуществлении туризма
  5. требования:
    • к охране и использованию рекреационной ёмкости
    • к обеспечению безопасности на особо охраняемых природных территориях
      • особенно это касается сложно проходимых маршрутов и высокогорных восхождений
  6. запрет на создание новых объектов ИЖС на заповедных землях

 

4.2. Соглашение об осуществлении рекреционной деятельности

 

Новый закон позволит навести порядок со строительством туристической инфраструктуры на природных территориях, а также защитит национальные парки и заповедники от чрезмерного влияния человека на уникальные природные системы. Эти задачи изложены в дополнениях к Закону №33-ФЗ – в новых статьях (актуализируются 01.09.2023):

  1. статья 17_3. «Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке»
  2. статья 17_4. «Заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности»

Рекреационная деятельность на территории национального парка должна вестись на основании соглашения:

  1. соглашение заключается путём проведения торгов
    • в форме аукциона в электронной форме
    • в форме конкурса в электронной форме:
  2. стороны соглашения:
    • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минприроды России) – с одной стороны
    • с другой стороны – победители торгов, аукциона или конкурса:
      • юридические лица
      • граждане
      • индивидуальные предприниматели
  3. срок соглашения – до 49 лет

Конкурс на право ведения рекреационной деятельности будет проводиться, если потенциальный инвестор предполагает выполнять строительство/реконструкцию/капремонт и эксплуатацию объектов капитального строительства на условиях:

  • сервитута
  • публичного сервитута
  • без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута

Устанавливается возможность заключения нового соглашения без торгов – с инвестором, выполнившим:

  • свои обязательства по строительству или капитальному ремонту объекта капитального строительства
  • иные обязательства по соглашению

 

Ключевые пункты соглашения

 

  1. сведения о сторонах соглашения
  2. сведения:
    1. о площади, местоположении и границах территории национального парка, на которой осуществляется рекреационная деятельность по соглашению
    2. о  земельных участках, расположенных в границах ООПТ и предоставляемых в аренду
  3. обязанности сторон соглашения:
    • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (все именуемые как инвестор) обязуется оказывать услуги:
      • в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан
      • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию и выводу из эксплуатации, сноса ОКС
      • по возведению, эксплуатации и демонтажу некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
      • по созданию, эксплуатации и демонтажу элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, необходимой для выполнения таких работ, оказания таких услуг
      • выполнять работы по осуществлению рекреационной деятельности
    • уполномоченный орган – обеспечить на срок действия соглашения:
      • возможность для инвестора по использованию ЗУ
      • предоставить инвестору ЗУ в аренду
      • предоставить инвестору в аренду или на иных правах объект, подлежащий реконструкции и (или) капитальному ремонту:
        • в случае, если такой объект является предметом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности 
  4. объёмы работ и услуг, выполняемых инвестором
  5. архитектурные и инженерно-технические решения, применяемые инвестором при создании объектов
  6. материалы и технологии, используемые инвестором, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду в процессе эксплуатации зданий и сооружений
  7. основания для прекращения соглашения:
    • в связи с истечения срока его действия
    • по соглашению сторон
    • по причине нарушения условий соглашения
    • по решения суда
  8. срок действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
  9. размер и сроки внесения платы по соглашению

Примерная форма соглашения утверждается Правительством РФ.

 

4.3. Предоставление земельного участка для ведения рекреационной деятельности

 

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору

  • в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и настоящим Федеральным законом
  • без проведения торгов на срок, установленный соглашением об осуществлении рекреационной деятельности

Предоставление такого земельного участка осуществляется в случае, если по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности предполагается выполнить:

  • строительство
  • реконструкцию
  • капитальный ремонт
  • эксплуатацию

объектов капитального строительства. Исключение – линейный объект, размещение которого допускается осуществлять на условиях:

  • сервитута
  • публичного сервитут
  • или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута

Земельный участок будет предоставляться в аренду только победителю конкурса.

 

4.4. Случаи непредоставления ЗУ в аренду

 

Аренда земельного участка не предусматривается, если инвестпроект предполагает:

  • строительство, размещение, эксплуатацию, демонтаж некапитальных строений, сооружений
    • в том числе нестационарных торговых объектов
  • элементов благоустройства
  • объектов сопутствующей инфраструктуры

Перечень допустимых некапитальных строений

  1. утверждается Правительством РФ
  2. включает объекты:
    • для временного размещения посетителей при посещении национальных парков
    • для целей культурного развития и экологического просвещения
    • для предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания
    • для организации и осуществления передвижения посетителей
    • для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков
    • для обеспечения функционирования перечисленных объектов

 

5. Туристско-рекреационная деятельность в особых экономических зонах. Обязанности действующих арендаторов ЗУ 

 

На основании Закона №77-ФЗ внесено дополнение в Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07. 2005 – в виде новой статьи 37_2. «Переходные положения»:

  • резиденты особых экономических зон осуществляют туристско-рекреационную деятельность
    • на основании соглашений такой деятельности, заключённых в порядке, предусмотренном ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
    • с соблюдением режима особой охраны соответствующего национального парка
      • в том числе установленной предельно допустимой его рекреационной ёмкости при осуществлении туризма

Все арендаторы ЗУ, заключившие соглашения до 1 сентября 2023 года:

  • обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности:
    • в течение 1 года со дня утверждения плана рекреационной деятельности
  • соглашения со старыми арендаторами будут заключаться без проведения торгов
  • в случае отсутствия соглашения – договор аренды на земельный участок будет расторгнут

Для заключения соглашения арендатору земельного участка нужно подать заявление о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в уполномоченный орган – с указанием следующих сведений:

  1. для юридического лица:
    • полное и (при наличии) сокращённое наименования
    • организационно-правовая форма
    • юридический адрес
    • адрес места нахождения
    • банковские реквизиты
  2. для физического лица и индивидуального предпринимателя
    • фамилия, имя и отчество (при наличии)
    • адрес места жительства
    • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность
    • банковские реквизиты
  3. площадь, местоположение и границы ЗУ
  4. данные о договоре аренды ЗУ
  5. описание осуществляемой экономической и иной деятельности на арендованном ЗУ

К заявлению о заключении соглашения необходимо приложит следующие документы:

  1. для юридического лица:
    • выписка из ЕГРЮЛ
    • или копия выписки, удостоверенная в установленном порядке
  2. для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем:
    • выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
    • или копия выписки, удостоверенная в установленном порядке
  3. для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем:
    • копия документа, удостоверяющего личность, удостоверенная в установленном порядке
  4. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате за ЗУ
  5. выписка из ЕГРН об арендованном ЗУ
  6. выписка из ЕГРН об объектах капитального строительства: возведенных на арендованном ЗУ (при наличии таких объектов)
  7. в случае отсутствия либо непредоставления документов об объектах недвижимости – заявитель предоставляет (с указанием местоположения, описанием их параметров), перечень объектов, возведённых на арендованном земельном участке, составленный в свободной форме:
    • объектов капитального строительства
    • некапитальных строений
    • сооружений
    • нестационарных торговых объектов
    • элементов благоустройства
    • объектов сопутствующей инфраструктуры
  8. документы, подтверждающие проведение арендатором земельного участка:
  9. ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде
  10. соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с ФГБУ, осуществляющим управление соответствующим национальным парком

Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения и прилагаемых к нему документов – не более 30 дней со дня их получения уполномоченным органом.

По результатам рассмотрения заявления о заключении соглашения уполномоченным органом принимается:

  1. или решение о заключении соглашения – содержит:
    • сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя)
    • кадастровый номер, площадь и местоположение земельного участкав)
    • вид разрешённого использования земельного участка
  2. или мотивированное решение об отказе в заключении соглашения – по основаниям:
    • несоответствие режиму особой охраны соответствующего национального парка возведённых на арендованном ЗУ:
      • объектов капитального строительства
      • некапитальных строений
      • сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
      • элементов благоустройства
      • объектов сопутствующей инфраструктуры
    • наличие задолженности по арендной плате за земельный участок
    • невыполнение арендатором ЗУ условий заключённого договора аренды
    • несоблюдение режима особой охраны национального парка
    • непроведение арендатором ЗУ ежегодных мероприятий:
      • по предупреждению причинения вреда окружающей среде
      • по соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков
    • наличие у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных арендатором земельного участка нарушениях:
      • законодательства РФ в области охраны окружающей среды
      • законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях 

 

Полезно знать

 

  1. Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
  2. Изменения по земельному налогу. Условия применения повышающих коэффициентов – с 01.01.2024 – здесь
  3. Строительство жилых домов, зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП по новым условиям их размещения – с 01.09.2023 – здесь
  4. Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
  5. Археологическая разведка на земельных участках перед началом строительства ОКС – здесь
  6. Условия выкупа без торгов арендованных государственных или муниципальных участков – в 2023 году – здесь
  7. Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
  8. Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
  9. Вспомогательные строения и сооружения. Критерии отнесения построек на участках к таким объектам – 2023 – здесь
  10. Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь

 


Поделиться:






наверх