Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Ограничения при строительстве в водоохранных зонах


Содержание

  1. Водные объекты – виды классификация по режиму пользования
  2. Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов
  3. Размеры водоохранных зон
  4. Режим использования и застройки земель в водоохранных зонах
  5. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне
  6. Прибрежная защитная полоса
  7. Береговая полоса
  8. Строительство в водоохранной зоне
  9. Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

 

1. Водные объекты – виды, классификация по режиму пользования

 

Существующие в России водоёмы используют для самых различных целей:

  • водоснабжение населения
  • использования вод в промышленности или в сельском хозяйстве
  • рыбоводство
  • сплав леса
  • перевоз грузов водным транспортом
  • выработка электроэнергии
  • организация территорий садовых или огороднических объединений граждан вблизи озёр и рек
  • решение целого ряда иных задач в числе которых остаётся их роль естественных приёмников хозяйственно-бытовых, промышленных и с/х сточных вод

Какими бы ни были цели использования водоёмов, охрана от загрязнения и засорения, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира:

  • морей
  • рек
  • ручьёв
  • каналов
  • озёр
  • прудов
  • водохранилищ
  • карьеров

является не только государственной задачей, но и прямой обязанностью владельцев и арендаторов земельных участков, расположенных вблизи любого водоёма.

Все водные объекты страны различаются особенностями режима их использования, физико-географическими, морфометрическими и другими особенностями.

По этим признакам они делятся на 2 вида:

  1. поверхностные водные объекты
    • являются постоянным или временным сосредоточением вод на поверхности суши в формах е рельефа
    • имеют границы, объём и черты водного режима
  2. подземные водные объекты
    • представляют гидравлически связанное сосредоточение вод в горных породах
    • имеют границы, объём и черты водного режима

 

Перечень поверхностных водных объектов

 

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 2 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • моря
  • отдельные части морей:
    1. проливы,
    2. заливы, в том числе бухты, лиманы и другие),
  • водотоки, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения:
    1. реки
    2. ручьи
    3. каналы
  • водоёмы, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена:
    1. озера
    2. пруды
    3. обводненные карьеры
    4. водохранилища
  • болота,
  • природные выходы подземных вод:
    1. родники
    2. гейзеры
  • ледники – движущееся на земной поверхности естественное скопление льда атмосферного происхождения,
  • снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего или большей части тёплого времени года

 

Перечень подземных водных объектов

 

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 5 статьи 5 ВК РФ, по которому в их число включены:

  • бассейны подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах
  • водоносные горизонты – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи

К подземным водным объектам относятся также месторождения подземных вод, являющиеся частью водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод, и естественный выход подземных вод на суше или под водой.

 

Классификация водных объектов по режиму их пользования

 

По режиму пользования водными объектами выделяются 2 группы объектов:

  1. водные объекты общего пользования
  2. водные объекты особого пользования

Водные объекты общего пользования – те, что находятся в общедоступном, открытом пользовании. Они являются собственностью государства или муниципалитета (если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное). Их водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. В отношении таких объектов могут вводиться ограничения использования.

Обособленные водные объекты – те, что находятся в собственности граждан или юридических лиц.

Водные объекты, пользоваться которыми может ограниченный круг лиц, исключает их из общего пользования. Они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством.

Водные объекты особого пользования могут эксплуатироваться как объекты общего пользования – только при условиях:

  1. регистрации в ЕГРН указанного ограничения права собственности
  2. выплаты вознаграждения собственнику

 

2. Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов

 

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов – земель, которые в пределах береговой линии покрываются поверхностными водами. Обладают многофункциональностью в использовании.

Береговые линии являются границами водного объекта. Определяется для для разных водных объектов различным образом:

  • для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива
  • для рек, ручьёв, каналов, озёр, обводненных карьеров – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом,
  • для прудов, водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды,
  • для болот – по границе залежи торфа на нулевой глубине

Границы водных объектов (местоположение береговых линий) в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются:

  1. с определённой периодичностью
  2. в порядке, утверждённом Правительством РФ:
    • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (№ 377 от 29.04 2016)
    • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» – № 17 от 10.01 2009

Территории, примыкающие к береговым линиям водных объектов, то есть к границам:

  • морей
  • рек
  • ручьев
  • каналов
  • озёр
  • водохранилищ

относятся к водоохранным зонам. На местности границы водоохранных зон (ВЗ) отмечаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

Для ВЗ устанавливается специальный режим их использования –  порядок ведения хозяйственной и иной деятельности (статья 65 ВК РФ).

Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежных защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью ВЗ, которая расположена максимально близко к водному объекту.

Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов, обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к водоёму (иногда их называют  бечевниками). Как и ПЗП, такие полосы входят в границы водоохранной зоны водоёма.

 

3. Размеры водоохранных зон

 

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.

В ВЗ, в соответствии с Водным кодексом РФ (пункт 15 статьи 65), установлены ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности.

Цель введения ограничений:

  • предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
  • сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
  • предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов

Ширина ВЗ за пределами поселений устанавливается:

  1. от соответствующей береговой линии
  2. при наличии ливневой канализации и набережных в городах – от парапета набережной

Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.

Примеры размеров ВЗ для рек и ручьёв различной протяжённости:

  • 50 м – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км
  • 100 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км
  • 200 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более
  • 300 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км
  • 400 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км
  • 500 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП)
    • для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км

Ширина ВЗ магистральных или межхозяйственных каналов совпадают с полосами отводов таких каналов.

Ширина ВЗ на территории поселений при отсутствии набережной измеряется от береговой линии.

Водоохранная зона не устанавливаются для для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы.

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – 300 м (при площади акватории до 2 км2).

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – более 500 м (при площади акватории более 2 км2).

Ширина ВЗ моря – 500 м.

 

4. Режим использования и застройки земель в водоохранных зонах

 

Действующее законодательство предусматривает установление зон с особым режимом использования территорий (ЗОУИТ) вблизи водоёмов общего пользования (пункты 13 –14 статьи 105 ЗК РФ):

  1. водоохранная зона
  2. прибрежная защитная полоса

В границах водоохранной зоны допускается (пункт 16 статьи 65 ВК РФ):

  • проектирование
  • размещение
  • строительство
  • реконструкция
  • ввод в эксплуатацию
  • эксплуатация хозяйственных и иных объектов

но при обязательном условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

На территории ВЗ запрещено (пункт 15 статьи 65 ВК РФ):

  • использование сточных вод для удобрения почв
  • размещение кладбищ
  • размещение скотомогильников
  • размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ
  • размещение пунктов захоронения радиоактивных отходов
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств):
    • за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием
  • размещение ряда объектов придорожного сервиса:
    1. АЗС
    2. складов горюче-смазочных материалов
      • за исключением случаев, если АЗС, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды
    3. станций технического обслуживания (СТО), используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств и для мойки транспортных средств
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых
    • за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ

 

Возможность выкупа участков в ВЗ и ПЗП. Строительство индивидуальных жилых домов

 

По разъяснению Росреестра, возможен выкуп у муниципалитета земельных участков (ЗУ), находящихся в пределах ВЗ и ПЗП:

  • ЗУ может входить как в состав населённого пункта, так и в состав СНТ
  • возведение индивидуального жилого или садового дома в границах ВЗ возможно при условии – его нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения:
    • канализация
    • ливнеотводы
    • колодцы
    • дренажные установки
    • системы очистки воды
    • т.д.

Исключение представляют случаи, когда открытый водоём является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство:

  1. или запрещается
  2. или ограничивается

на основании санитарных правил и норм, установленных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Вместе с тем, 5 октября 2021 года в Государственную Думу внесён законопроект о приватизации земель у водоёмов. Правительство РФ предложило разрешить приватизацию земельных участков, расположенных во II поясе зон санитарной охраны (ЗСО) источников воды.

 

5. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне

 

При строительстве объектов в водоохранных зонах особое внимание необходимо уделить выбору типа сооружения, способного обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Он должен быть ориентирован на соблюдение требований законодательства по охране охраны окружающей среды в части выполнения требований нормативов по допустимым сбросам загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К сооружениям, обеспечивающим защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 ВК РФ, относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приёма таких вод
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов

Примечание для территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, действующих в водоохранных зонах:

в случаях, когда территории садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан, размещённые в границах ВЗ, не оборудованы сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Такими приёмниками могут быть септики и локальные очистные станции, использование которых позволяет вести автономную очистку бытовых стоков в загородном доме без подключения к магистральной канализации.

 

6. Прибрежная защитная полоса

 

Прибрежная защитная полоса (далее в сокращении ПЗП) – это территория внутри водоохранной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина ПЗП зависит от уклона берега водного объекта и составляет:

  • 30 м – для обратного или нулевого уклона
  • 40 м – для уклона до 30
  • 50 м – для уклона более 30
  • 50 м – для проточных и сточных озёр, расположенных в границах болот
  • совпадает с парапетами набережных на территориях поселений – при наличии ливневой канализации и набережных
  • измеряется от береговой линии – на территориях поселений при отсутствии набережных 

Внутри территории, отнесённой к ПЗП, помимо перечисленных ограничений для водоохранных зон, дополнительно запрещается:

  • распашка земель
  • размещение отвалов размываемых грунтов
  • выпас скота
  • организация для скота летних лагерей и ванн

Границы прибрежной защитной полосы на местности обозначаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

 

7. Береговая полоса

 

Береговая полоса, иначе называемая бечевником (от слова «бечева», при помощи которой бурлаки тянули суда вверх по реке), – отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемой во время половодья и обнажающейся при низком уровне воды в реке.

Бечевник – полоса суши вдоль берегов водных объектов общего использования.

Каждый вправе, но без использования транспорта, передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством, причаливать на плавательных средствах (пункт 8 статьи 6 ВК РФ).

Ширина береговой полосы

  • для объектов общего пользования – не может превышать 20 м:
    • если их протяжённость от истока до устья составляет не более 10 км
  • при протяжённости рек и ручьев более 10 км ширина береговой полосы каналов – 5 м
  • для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не определяется (пункт 7 статьи 6 ВК РФ)

Береговые полосы водоёмов не могут предоставляться в собственность. Участки, расположенные в береговых полосах, можно только арендовать:

 

 

8. Строительство в водоохранной зоне

 

Расположение ЗУ в ВЗ или происшедшее включение этого участка в водоохранную зону – не повод для беспокойства о невозможности его застройки или опасения, что уже возведённые постройки заставят снести, или участок вообще изымут. Нет запрета на совершение сделок с такими земельными участками.

Предоставление земельных участков в ВЗ гражданам и юридическим лицам производится в соответствии с действующим земельным законодательством, но по согласованию с территориальным органом Минприроды России.

Земельные участки в ПЗП предоставляются для размещения:

  • объектов водоснабжения
  • рекреации
  • рыбного и охотничьего хозяйств
  • водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование:
    • в лицензиях отражаются требования по соблюдению водоохранного режима

Водный кодекс, Градостроительный и Земельный кодексы подтверждают возможность строительства в границах ВЗ объектов различного назначения:

  • производственных
  • общественно-деловых
  • жилых
  • объектов крестьянско-фермерского хозяйства
  • т.д.

Серьёзные ограничения или даже запрет на строительство касаются только водоохранных зон тех водных объектов, что используются как источники питьевого водоснабжения.

При этом возможность строительства сопряжена с требованиями: 

  • обязательное соблюдение установленных для водного объекта санитарных правил и норм
  • обеспечение условий безопасности этого водного объекта, о чём, собственно, и было рассказано в предыдущих разделах данной статьи.

В числе основных требований – наличие сооружений, обеспечивающих защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (как минимум, качественной системы фильтрации сточных вод). Совершенно не стоит пренебрегать и другим жёстким «табу» на использование ПЗП водного объекта и, тем более, его береговой полосы, предназначенной для общего пользования

Сведения о нахождении ЗУ в водоохранной зоне или в ПЗП, о существующих ограничениях (обременениях) отражаются в документах:

  • в Выписке ЕГРН
  • в кадастровом паспорте
  • в градостроительном плане земельного участка
  • в разрешении на строительство

Уточнить размеры ВЗ, ПЗП или береговой полосы водного объекта можно в различных органах:

  • в отделе по архитектуре или землеустройству местного муниципалитета
  • в территориальном управлении Росррестра
  • в территориальном отделении Роспотребнадзора
  • в территориальном отделении Росприроднадзора

Поддержание в надлежащем состоянии земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос – это задача собственников наделов.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах ведётся

  • органами местной власти
  • территориальными органами Минприроды России
  • органами водного фонда
  • органами лесного хозяйства и ещё целым
  • рядом других структур

 

9. Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

 

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП):

глава VIII Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования:

Статья 8.12

Нарушение порядка использования водоохранных зон

Нарушение порядка использования ВЗ влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
    • от 40 000 до 50 000 руб.
    • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
  • на юридических лиц
    • от 200 000 до 300 000 руб.
    • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Статья 8.12.1

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
    • от 40 000 до 50 000 руб.
    • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
  • на юридических лиц:
    • от 200 000 до 300 000 руб.
    • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Статья 8.13

Нарушение правил охраны водных объектов

  1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан –  от 500 до 1 000 руб.
    • на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 руб.
    • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.
    • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
      • от 20 000 до 30 000 руб.
      • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
    • на юридических лиц
      • от 200 000 до 300 000 руб.
      • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Статья 8.14

Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1 000 руб.
    • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
      • от 20 000 до 30 000 руб.
      • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
    • на юридических лиц:
      • от 80 000 до 100 000 руб.
      • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
  2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 1500 до 2000 руб.
    • на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.
    • на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Статья 8.15

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 500 до 1 000 руб.
  • на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 руб.
  • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

 



Поделиться:






наверх