«Летающие помощники» для фермеров, дачников и туристов. Правила использования личных дронов – 2024


Содержание

  1. Неиссякаемый потенциал дронов
  2.  Правила использования беспилотников – 2024
  3. Государственный учёт БПЛА
  4. Ответственность за нарушения при поётах и использовании беспилотников
  5. Перспективы – создание сервиса с интерактивной картой зон для полётов беспилотников 

1. Неиссякаемый потенциал дронов
 

Слова «беспилотник», «БПЛА», «коптер», «квадрокоптер» уже давно вошли в наш лексикон. В обиходе они кажутся взаимозаменяемыми синонимами. Их родоначальником стало название небольшого дистанционно управляемого летательного устройства – дрона, известного на сленге как «дрова». В переводе же с английского слово «drone» означает «пчела-трутень»

Как бы то ни было, все перечисленные слова означают термины, которые используются для определения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Каждый из них  – конкретный вид беспилотного воздушного судна (пункт 3 статьи 32 ВозК РФ),

  • летающего без пилота и экипажа на борту
  • управляеиого внешним оператором (пилотом), находящимся вне борта аппарата
  • может быть управляемым полностью дистанционно:
    • из другого места с земли
    • с борта другого воздушного судна
    • из космоса
  • может быть управляемым запрограммировано и полностью автономно  

Со времени своего появления беспилотники во многом изменили нашу жизнь. Они наделили нас «орлиным зрением» и... своей устремлённостью ввысь. Стали применяться в самых разных сферах деятельности:

  • «летающие агрономы» работают в сельском хозяйстве при выполнении авиахимической обработки посевов для борьбы с вредителями
  • дроны стали «кадастровыми сыщиками» реально высокого уровня – проявив свои уникальные способности в Росреестре, обеспечили внедрение дистанционных технологий при проведении государственного земельного надзора:
    • сравнение плановых границ участка с фактическими
    • выявление особенностей фактического использования земельных участков
    • определение соответствия официальному варианту вида разрешённого использования недвижимости
    • проверка наличия незарегистрированных объектов недвижимого имущества
    • контроль водоохранных и заповедных зон
  • в сезон повышенной пожарной опасности успешно применяются для мониторинга риска возникновения лесных пожаров, наводнений и других опасных ситуаций – в целях дальнейшего проведения поисковых и аварийно-спасательных работ
  • охраняют периметр территории СНТ 
  • обеспечивают качественный любительский контент:
    • для социальных сетей
    • для семейного альбома
  • своим огромным потенциалом привлекают многих любителей съёмки с воздуха, которые используют полученые результаты с огромной личной и общественной пользой:
    • транслируют увлекательные видео завораживающих красотой уголков природы, архитектуры городов, моментов путешествий и т.д. 
    • продвигают и популяризируют туризм
    • вызывают нескрываемый интерес к культуре и истории страны
  • дальнейшее перечисление старых и новых «специальностей» дронов можно вести до бесконечности

Возможности дронов практически безграничны. Беспилотники имеют много подтипов, различающихся по конструкции и оснащённости. Все они активно используются для помощи обществу и человеку в отдельности. Это весьма полезные летательные устройства.

Беспилотники, которые мы можем купить обычно используются для наблюдения и фотографирования, для видео-съёмкок значимых для каждого человека событий и торжеств, а также для контроля безопасности загородных владений.

Кроме того, благодаря дронам со специальными датчиками, фермеры, находясь на земле, могут своевременно выяснить, нет ли проблем в хозяйстве, осматривая его с высоты птичьего полёта:

  • измерить высоту посева и плотность посадки
  • проследить за перемещениями скота на больших территориях
  • оценить качество воды в реке или в пруду
  • обнаружить нехватку влаги или заражение растений вредителями на отдалённых участках

Приобретая профессиональный или пользовательский беспилотник, нужно ознакомиться с ныне действующими правилами их запуска, а также учесть меры ответственности за возможные нарушения или противоправные действия.

2. Правила использования беспилотников -2024
 

 

2.1. Упрощение правил полёта дронов 

 

Ранее на использование беспилотников в бытовых гражданских целях устанавливались жёсткие требования:

  • к порядку управления и организации полётов БПЛА
  • к согласованию с Росавивцией и местными властясм плана перемещения (маршрута полёта)  

С 2022 года в России действовали запреты на полёты беспилотников в 68 российских регионах, установленные постановлениями властных региональных органов. В порядке исключения использовать беспилотники разрешалось только:

  • органам государственной власти
  • силовым структурам

С 1 марта 2024 года ситуация с дронами заметно упростилась. Правительственным постановлением №1016 от 21.06.2023 были внесены изменения в главный для каждого пилота документ – Федеральные Правила использования воздушного пространства ( №138 от 11.03 2010). В соответствии со сделанными корректировками:

  • был частично снят тотальный запрет на полёты дронов:
    • разрешены полёты дронов в населённых пунктах – в специальных зонах полётов БВС
  • установлен ряд ограничений по полётам – они коснулись:
    • высоты полёта – до 150 м
    • условий видимости – полёты должны проводиться в ясную погоду, при которой пилот может следить за полётом дрона невооружённым глазом
  • разрешено совершать полёты на высоте менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве
  • упрощён порядок применения беспилотных летательных аппаратов в сельском хозяйстве при выполнении авиахимических работ при борьбе с вредителями
    • подача представления и плана полёта требоваться не будет

В итоге, для БПЛА были установлены следующее условия: 

  1. разрешены визуальные полёты лёгких беспилотных воздушных судов над населёнными пунктами:
    • при максимальной взлётной массе БПЛА – до 30 кг
  2. разрешено совершать полёты на высоте менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве
  3. если полёты будут проводиться на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок:
  4. упрощены требования к полётам лёгких БПЛА (подробности ниже)
  5. исключена необходимость получения разрешения властей на полёты при выполнении требований к высоте полёта и условиям видимости 
  6. сохранены требования для полётов на высоту больше 150 м
    • обязательная регистрация дронов в Росавиации
    • необходимость согласования марнрута полёта с властями полёта и Росавивцией

Запуски гражданских дронов должны выполняться в специально выделенном воздушном пространстве. Оно ограничено для полётов других воздушных судов. Такие зоны имеют строгие границы по месту, времени и высоте полёта.

2.2. Отдельные региональные запреты на полёты БВС

 

В связи со сложившейся обстановкой над территориями столицы России, Московской области с апреля-мая 2024 года запрещены полёты практически всех беспилотных летательных аппаратов:

  • исключение сделано только для авиационных работ, проводимых оперативными службами и органами государственной власти
  • несанкционированный запуск дронов является правонарушением, влекущим не только административную, но и в некоторых случаях уголовную ответственность

Запреты на полёты беспилотников установлены ранее также в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а также в ряде других российский регионов. Исключение составляют БВС которые используют:

  • органы государственной власти
  • органы местного самоуправления
  • организации, подведомственные органам госвласти и муниципальным властям
  • иные организации, действующие по  договорам с органами госвласти, МСУ и их подведами в рамках возложенных на них функций 

Предполагается, что запреты будут действовать до снятия режима (уровня) базовой готовности, который был введён Указом Президента России ( № 757 от 19.10.2022). 

2.3. Установленные условия полётов личных беспилотников
 

Дроны массой до 30 кг относятся к категории пользовательских (личных) беспилотников. Их полёт должен проходить без предварительных уведомлений и планов полёта (не нужно получать разрешение на полёт), но с выполнением полётных условий.

Условия полётов

1)  для полёта вне границ населённых пунктов

  • на высоте до 150 м от поверхности земли и водоёма
  • в светлое время суток
  • в пределах прямой видимости внешнего пилота
  • вне границ:
    • диспетчерских зон аэропортов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации
    • запретных зон
      • такие зоны определяет Министерство Транспорта РФ (Минтранс  России) – по материалам, которые представляют власти регионов
    • специальных зон
    • зон ограничения полётов
  • за пределами:
    • воздушных зон проведения публичных мероприятий
    • воздушных зон официальных спортивных соревнований
    • воздушного пространства над местами проведения охранных мероприятий (в соответствии с ФЗ «О государственной охране»)
    • объектов государственной охраны

2) для полёта в населённых пунктах:

  • в специальных зонах полётов воздушных судов
  • на высоте до 150 м
  • в светлое время суток
  • при условии прямой видимости внешнего пилота
  • вне запретных зон:
    • запретные зоны определяет Минтранс России – по представлению региональных и местных властей

3) при  высоте полёта менее 100 м от земной или водной поверхности дрон должен находиться:

  • в прямой видимости пилота
  • на удалении:
    • более 10 км от контрольных точек аэродромов (КТА)
    • более 2 км от посадочных площадок

4) для работы агродронов в сельском хозяйстве

  • высота полтта – не выше 30 м
  • расстояние
    • от аэродромов до зоны полёта  – более 5 км
    • от посадочных площадок до зоны полёта – более 2 км 

 

Замечание

 

Территориальные подразделения государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор) следят за исполнением воздушного законодательства.

Особенно тщательное наблюдение ведётся за ситуациями, когда пользовательские дроны запускаются в районах/зонах, в которых действуют ограничения и запреты на полёты:   

  • диспетчерские зоны аэродромов и вертодромов
  • запретные зоны
  • зоны ограничения полётов
  • специальные зоны
  • над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований
  • над местами проведения охранных мероприятий
  • на удалении менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок

2.4. Внешние пилоты лёгких дронов
 

Управлять БПЛА, имеющих массу до 150 граммов, может любой человек.

Для дронов массой от 150 г до 30 кг управление доверено людям старше 14 лет.

При выполнении полётных условий для таких дронами внешним пилотам не требуется:

  • оформлять и получать свидетельство пилота
  • согласовывать маршрут движения беспилотника с авиационными властями

 

3. Государственный учёт БПЛА 
 

Воздушный кодекс РФ установил (пункт 3.2 статьи 33): 

  • необходимость учёта и регистрации в Росавиации для соответствующих типов беспилотников – в зависимости от их массы
  • минимальную взлётную массу беспилотников, подлежащих учёту – от 150 г до 30 кг

Для беспилотников, имеющих массу от 150 г до 30 кг, Воздушным кодексом РФ определена обязательность их постановки только на государственный учёт:

  • порядок проведения учёта изложен в «Правилах государственного учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0.15 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (смотреть здесь)
  • заявление о постановке беспилотника на госучёт принимает Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
    • срок предоставление госуслуги – в течение 10 рабочих дней со дня представления заявления

Круг заявителей

Заявителями при предоставлении государственной услуги (постановка ЬВС на госучёт) выступают владельцы дронов с максимальной взлттной массой от 0.15 г до 30 кг, ввезенных в РФ или произведённых в РФ:

  1. физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями  
  2. юридические лица
  3. индивидуальные предприниматели

Для постановки дрона на государственный учёт его владелец должен представить:

  1. заявление о постановке БВС на государственный учёт – содерхим следующие сведения: 
    • данные  о беспилотном воздушном судне:
      • тип (наименование)
      • серийный (идентификационный) номер
      • количество двигателей и их вид
      • максимальная взлетная масса (кг)
      • наименование изготовителя  
    • данные владельца (физическое лицо)
      • фамилия, имя, отчество (при наличии)
      • дата и место рождения
      • СНИЛС
      • номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность
      • адрес места жительства
      • номер телефона 
      • адрес электронной почты
  2. приложение к заявлению – фотографии БВС

Примечание

Информация, содержащаяся в заявлениях, хранится в базе данных:

  • в течение всего срока нахождения БВС на государственном учёте
  • в течение 10 лет после снятия БВС с государственного учёта

Отправить заявление владелец дрона может одним из удобных для него способов:

  1. Почтой России
  2. через Единый портал госуслуг
  3. через Портал учёта беспилотных воздушных судов 
  4. самостоятельно  или  через курьерскую службу в экспедицию Росавиации

Поставить дроны на учёт могут люди в возрасте старше 14 лет: 

  1. или являющиеся гражданами РФ
  2. или имеющие законные основания для нахождения в стране

Лица, не достигшие 14 лет, не допускаются к  владению и управлению дронами массой от 150 г до 30 кг.

Не требуется оформление (постановка на учёт) следующих типов беспилотников:  

  1. дроны массой до 150 г
    • относятся к категории детских моделей («комнатные» игрушки)
    • оснащены аккумулятором малой ёмкости – от 100 до 600 мАч (в зависимости от модели) с напряжением 3.7 Вт
    • летают в течение 4–10 мин. а на зарядку может уходить от 30 до 130 мин.
  2. уличные «леталки», предназначенные для тренировки навыков управления беспилотниками  

 

3.1. Учетный опознавательный знак беспилотного воздушного судна

 

Учётный опознавательный знак (УОЗ) беспилотного гражданского воздушного судна должен состоять из семи арабских цифр или сочетания арабских цифр и строчных букв латинского алфавита:

  1. присваивается в порядке, установленном Правилами учета БВС
  2. подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов (пункт 28 Правил учёта)

Правила нанесения номера на дрон

В соответствии с приказом Минтранса  (№18 от 25.01.2023) на беспилотное гражданское воздушное судно УОЗ должен наноситься (дублироваться) на следующие его части (при их наличии в конкретном типе беспилотного гражданского воздушного судна) – приказ Минтранса  (№18 от 25.01.2023),:

  • верхняя и нижняя поверхности крыла (обоих консолей)
  • боковые поверхности фюзеляжа
  • верхняя и нижняя поверхности стабилизатора
  • киль
  • луч крепления двигателя мультироторного воздушного судна
  • обтекатели или иные капотирующие элементы беспилотного гражданского воздушного судна вертолетного типа 

Высота шрифта УОЗ – не должна быть менее 5 мм.

При нанесении УОЗ на дрон должна обеспечиваться контрастность с фоном частей беспилотного гражданского воздушного судна

  • путем нанесения цветным шрифтом
  • либо путём гравировки номера на малоразмерных элементах конструкции. 

Не допускается:

  1. использовать шрифты, затрудняющие распознавание УОЗ
    • с орнаментами
    • в виде курсива или с засечками
  2. одновременное нанесение на беспилотник УОЗ разных государств 

Государственный и регистрационный опознавательные знаки должны быть удалены владельцем воздушного судна после исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

 

4. Ответственность за нарушения при полётах и использовании беспилотников
 

К административным правонарушениям при использовании БПЛА относятся следующие деяния пилота дрона

 

4.1. Несанкционированный запуск беспилотных воздушных судов  

 

  • означает отсутствие документа, подтверждающего государственный учёт беспилотника
  • влечёт применение следующих мер ответственности (пункт 5 статьи 11.5 КоАП РФ)  
    • административная ответственность с назначением штрафа – в размере от 2 000 до 2 500 руб
    • или лишение права управления воздушным судном на срок до 1 года

 

4.2. Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства

 

К примеру, таким нарушением может быть превышение разрешённой высоты полёта. 

Если нарушение не содержит уголовно наказуемого деяния, то мерой ответственности становится административный штраф (пункт 1 статьи 11.4 КоАП РФ):

  • на граждан – в размере от 20 000 до 50 000 руб.
  • на должностных лиц – от 100 000 до 150 000 руб.
  • на юридических лиц – от 250 000 до 300 000 руб.
    • или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

 

4.3. Нанесение вреда здоровью по неосторожности

 

Такое деяние является нарушением правил безопасности эксплуатации воздушных судов (статья 11.5 КоАП РФ). Влечёт наложение штрафа:

  1. за причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего
    • на граждан – в размере от 1 500 до 2 000 руб.
      • или лишение права управления воздушным судном на срок от 3 до 6 мес.
    • на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.
    • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.
  2. за причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
    • на граждан – от 2 000 до  2 500 руб.
      • или лишение права управления воздушным судном на срок до 1 года
    • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.
    • на юридических лиц – лт 80 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность наступает в случаях (статья 271.1 УК РФ):

  1. причинение тяжкого вреда здоровью человека
  2. причинение тяжкого вреда, повлекшего смерть человека

вследствие которых виновнику может грозить лишение свободы до 7 лет.

 

4.4. Полёты над засекреченными государственными, военными объектами

 

В случаях незаконной фото- и видеосъёмки с дрона можно стать фигурантом уголовного дела, в ходе которого буде установлен характер совершённого деяния:

  • госизмена
  • шпионаж
  • разглашение гостайны
  • незаконное получение информации, содержащей гостайну
  • нарушение правил обращения с документами, составляющими гостайну

 

4.5. Наказание за сбитый дрон
 

 

Владелец дрона может рассчитывать на компенсацию и защиту своих интересов далеко не в каждом случае порчи его беспилотника:

  1. если не выполнены необходимые предписания к полёту дрона, то штраф грозит самому владельцу беспилотника
  2. если дрон летал в местах, где такие полёты запрещены, и был сбит правоохранительными органами, то рассчитывать на наказание этих органов не придётся
  3. если полёт дрона проходил в разрешённом месте и его сбили, то возможно возбуждение уголовного дела по статье 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»
    • с выплатой виновником происшествия штрафа в размере до 40 000 руб. (или иных вариантов выплат и мер наказания) – при совокупных условиях:
      • стоимость беспилотника должна превышать 5 000 руб. 
      • вина лица, сбившего беспилотник, будет доказана

 

5. Перспективы – создание сервиса с интерактивной картой зон для полетов беспилотников 

 

Современная популярность дронов неизбежно сделает будущие модели с превосходными по возможностям для практического применения.

Отличным заделом для этого станет сервис с интерактивной картой зон для полетов беспилотников, где можно будет получить информацию об их движении. Его основа – действующая система предоставления планов полётов

  • по интернету
  • телефонной сети общего пользования (СППИ)

созданная на базе Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации»  (ГК по ОрВД).

Запуск сервиса планируется в 2924 году.

 

Полезно знать

 

  1. Требования «закона о тишине» для владельцев дач и квартир. Санкции за громкий шум – 2024 – здесь
  2. Ответственность за самозахват чужой земли. Порядок исправления реестровой ошибки с границами земельного участка – здесь
  3. Выгодная защита от пожара на даче – соблюдение новых правил пожарной безопасности – 2024 – здесь

 


Поделиться:






наверх